Показ отреставрированного мультфильма Щелкунчик

Показ отреставрированного мультфильма Щелкунчик

Киностудия «Союзмультфильм» представила отреставрированный мультфильм «Щелкунчик» к 90-летию легендарного советского режиссера-мультипликатора и художника Бориса Степанцева. Презентация прошла под аккомпанемент камерного  «Belcanto Orchestra» на верхнем уровне торгово-делового комплекса «Смоленский пассаж» (принадлежит «Корпорации А.Н.Д.» группы «САФМАР» Михаила Гуцериева).

Мультфильм «Щелкунчик», созданный в 1973 году по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», стал одной из главных картин золотой коллекции «Союзмультфильма». Будучи первопроходцем, Степанцев использовал в «Щелкунчике» комбинированные съёмки и эффекты, более никем не повторённые в советской мультипликации.

В последние годы жизни Степанцев интересовался уже появившейся в начале 1980-х компьютерной графикой, и называл ее будущим мультипликации. Но на то, чтобы опробовать новые технологии, у Степанцева не хватило времени.

Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм»:

«У Бориса  Степанцева есть настолько  известные работы, что многие коллеги с большей фильмографией   должны ему завидовать. Посмотрите, какие у него были удачи! Для творца быть первопроходцем — нормальное явление.

Что бы сейчас увидел Степанцев в производственных цехах киностудии «Союзмультфильм»? Борис Павлович увидел бы, что пленочные технологии и технологии рисунка на кальке сменились на компьютерную графику. Возможно это тоже сподвигло его бы к эксперименту, к смешению различных технологий. У «Союзмультфильма» сохранилось до сих пор очень важное свойство: возможность воспользоваться любыми технологиями или их комбинациями, не выходя за пределы одного и того же здания. Вы можете смешать классическое аналоговое кино с цифровым, и Степанцев нашел бы возможности и для двухмерной, и для трехмерной графики, и технологии захвата движения, и даже для виртуальной реальности: поле деятельности мультипликатора остается очень широким. 

Мы рассчитываем, что отреставрированные  фильмы смогут увидеть и российские,  и зарубежные зрители. Многие из мультфильмов Степанцева были известны за рубежом в свое время. Случай «Щелкунчика» —  универсальный:  фильм понятен жителям всех стран, потому что в картине нет реплик, герои  говорят не словами, а языком музыки Петра Ильича  Чайковского. 

С другими мультфильмами  процесс  окажется сложнее, так как их нужно дублировать на другом языке. Для этого нужно отделить реплики, записанные на русском, и заменить их на реплики, записанные на другом языке. К сожалению, у большой части фильмов советского  периода,  у нас не сохранилось «разведенных» фонограмм.  Это означает, что  всю фонограмму нужно переписать целиком.  Это  было бы неправильно, потому что тогда мы потеряем аутентичность.  Мы  ищем страны, фестивали или телеканалы, которые готовы брать фильмы с субтитрами или голосом дублера, наложенным поверх основного голоса.»

Специалисты «Союзмультфильма» восстанавливали «Щелкунчика» вручную. Оригинальную пленку тщательно оцифровали, каждый кадр мультфильма был очищен от целлулоидной пыли, царапин, порывов. В процессе восстановления была применена  технология ротоскопинга, при которой персонажей отделяли от фона для раздельной очистки и восстановления всех элементов кадра и  цветокоррекция всей картины и реставрация оригинального звука.

Во времена аналоговых проекторов при воспроизведении мультфильмов дефекты были не заметны. Современные экраны и проекторы, которые поддерживают высокое разрешение, проявляют даже малейшие погрешности изображения.

В этот же вечер на верхнем этаже в атриуме  «Смоленского пассажа» открылась выставка   уникальных эскизов Бориса Степанцева из архивов Госфильмофонда, которая продлится до конца новогодних праздников. Попасть на выставку может каждый посетитель «Смоленского пассажа».

[print_gllr id=569]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *