
Джонни Депп в фильме Великий
«Лажай! И снова лажай! Только так ты сможешь научиться!» Слова фотографа Юджина Смита обращены к больному подростку, впервые взявшему в искалеченные руки фотокамеру. Эта фраза станет культовой в сообществе фотографов по всему миру.
22 апреля в прокат выходит драма «Великий» режиссера Эндрю Левитаса.
В главных ролях – Джонни Депп, Билл Найи, Хироюки Санада.
«Великий» — авторское кино для широкой аудитории. Жанр заявлен создателями как «духоподъемная драма». Если бы сюжет не был тесно переплетен с переживаниями главного героя и его переосмыслением собственной жизни, «Великий» был бы душераздирающей социальной драмой на экологическую тему.
Сюжетные линии перетекают одна в другую. Спасение населения японской деревушки Минамата от экологической катастрофы становится средством для выведения Юджина Смита из безнадеги, охватившей фотографа в последние годы жизни.
«Великий» – одна из самых сильных ролей Джонни Деппа в фильмографии актера. В роли Смита – и отголоски состарившегося Рауля Дюка из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», и безбашенность беспробудно пьющего Джека Воробья, и даже договор с мистическими силами, забирающими часть души фотографа в момент щелчка затвора. Мистика, сопровождающая роли Деппа со времен «Девятых врат» Полански и «Сонной лощины» Бёртона, присутствует и здесь. Фотографии оказывают гораздо большее воздействие на людей, чем те же самые явления, увиденные «живьем». Искалеченные судьбы, показательный суицид, трагедии родителей безнадежно больных детей показаны через линзы объектива гения, выхватывающего самое драматичное из моря человеческой скорби. Кадры Смита потрясают красотой фотоискусства и жутью содержания. И только фотограф сможет найти последнюю чувствительную клетку в сердце безжалостного индустриального чудовища-магната, в течение десятилетий отравляющего людей ртутью.
Не нужно расценивать «Великий» только как байопик Юджина Смита. Главный герой – собирательный образ фоторепортера. В герое Деппа есть черты культовых фигур: Анри Картье-Брессона и Роберта Капы. Смит – постаревший Ла Серда из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», еще одна жертва «американской мечты», фотограф, ухвативший свои «15 минут славы» на страницах журнала Life.
В «Великом» вас ждет изысканная работа оператора Бенуа Деломма и саундтрек композитора Рюити Сакамото, который в некоторых эпизодах делает картину триллером.
«Великий» притягивает журналистов. При просмотре ловишь себя на мысли о том, что с 1971 года редакционные трудности ничуть не изменились. Все те же летучки, те же споры фотожурналистики с безжалостным диктатом рекламы, те же столкновения гения и дедлайна.
Режиссёру Эндрю Левитасу удалось весьма правдоподобно показать одержимость фотографа. Безутешное горе от вынужденной продажи фототехники. Культовую студию-лабораторию Смита, в которой обычный человек и пары часов бы не протянул. Киноэкран не передает запаха реактивов, который стоит в лаборатории всех профессиональных фотографов, проявляющих пленку. Так вот … в «Великом» этот запах есть! Ваш мозг додумает его в атмосфере студии Юджина Смита.
Дистрибьютор – кинокомпания «Экспонента».