Великий дар сказочника посылают далеко не всем режиссерам. Высшая степень мастерства – создать киномир, который повзрослевший ребенок будет вспоминать десятилетиями.
12 марта в российский прокат выходит «Пиноккио» — картина сценариста, режиссера и продюсера Маттео Гарроне, основанная на легендарной книге Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Сложно найти человека в цивилизованном мире, который не знал бы сказку о непослушном деревянном мальчишке. Отсюда и огромная ответственность: зрителям есть с чем сравнивать новую картину, учитывая ряд предыдущих экранизаций, анимацию, театральные постановки и собственную визуализацию сказки.
С такой непростой задачей Гарроне справился блестяще! Режиссеру удалось создать неповторимый мир, по степени сюрреализма сравнимый с «Приключениями барона Мюнхгаузена» Терри Гиллиама.
Сказка не должна быть слащавой, как считают некоторые постановщики. На взгляд редакции «Новостей премьер» – «Пиноккио» с цензом 6+ стоит смотреть детям от 7-8 лет, которым кино будет понятно, и некоторые моменты вроде превращения мальчиков в ослов или натуралистичной обжираловки Кота и Лиса не будут вызывать дискомфорта. Не меньшее, а даже большее удовольствие от просмотра картины получат взрослые.
Снятый с мягким светом, подобным тому, что мы видим на полотнах Тициана и Веронезе, мир «Пиноккио» Гарроне полон пейзажей сказочной Италии, удивительных локаций вроде дворца Феи, диковинных существ и растений. Как прекрасно денежное дерево, и как созвучна нынешним настроениям сцена сбора монет!
Жизнь Пиноккио и другим сказочным персонажам подарил двукратный лауреат премии «Оскар» Марк Кулир. Визуальные эффекты картины созданы силами Рейчел Пенфолди и ее лондонской студии «One of Us».
При всесилии технологий современных визуальных эффектов и возможности нарисовать любого сказочного персонажа, Гарроне создает антропоморфных героев, что придает им особое очарование: прощелыг Кота и Лиса, Улитку, Говорящего Сверчка и слуг Феи.
Мир сказки тесно переплетен с реальностью, но реальность совсем не привлекает. Джепетто ведет голодное существование, дряхлый дядюшка Вишня валандается с прыгучими поленьями, по дорогам мошенничают Кот и Лис, трактиры грязны и полны сброда, учитель в деревенской школе беспощаден. Более-менее свободны только дети: расправиться с ненавистным учителем проще простого, засунув ему жабу в штаны. Подсовывание жаб у итальянских школьников – давняя национальная традиция, — вспомните хотя бы «Амаркорд» Федерико Феллини. Жаль, что взрослые не могут так же просто расделаться со своими проблемами.
«Пиноккио» Гарроне – это Fiabe – итальянская сказка — одиночества. Одинок Джепетто, мечтающий сотворить деревянную куклу, чтобы создать суррогат взаимопонимания с кем-то. Одинок в окружении деревянных артистов Директор кукольного театра – в отличие от нашего «родного» Карабаса-Барабаса не очень противный, и даже трогательный. Фея – девочка со взглядом старушки в своем дворце на отшибе. И говорящий Тунец в брюхе у гигантской рыбы. Лишь обретение себя живым человеком помогает Пиноккио разрушить эту Вселенную одиночества.
Гарроне – мастер второго плана на экране. Спустя месяц, а может быть уже на следующий день после просмотра, вас одолеет желание посмотреть фильм еще раз, чтобы уделить больше внимания деталям и второстепенным персонажам.
Игра Роберто Бениньи филигранна. Бениньи — лауреат двух премий «Оскар», Гран-при Каннского кинофестиваля, премии BAFTA, пяти премий «Давид ди Донателло», почетной премии «Сезар» , «Золотого глобуса». Маленькие зрители будут сочувствовать терзаниям Джепетто, а взрослые наслаждаться тончайшими нюансам игры артиста, который снимался у Бернардо Бертолуччи, Джима Джармуша, Федерико Феллини, Блейка Эдвардса, Клода Зиди и Вуди Аллена. Дело не в статусе звезды картин «Жизнь прекрасна», «Тигр и снег», «Вне закона», «Кофе и сигареты», и не только в актерском мастерстве. Детство в родном городке Ареццо в Тоскане Бениньи провел в крайней нищете, когда и крошки хлеба нет на столе, хоть на завтрак червячков из дерева выковыривай. Той самой нищете, в которой живет создатель деревянной куклы Джепетто ака «Папа Карло». Для Бениньи этот – фильм «Пиноккио» уже второй: когда-то актер и режиссер совместно с Федерико Феллини задумал фильм «Пиноккио», который вышел на экраны уже после смерти Феллини, в 2002 году, но успехом не пользовался. И, залечив душевные раны, спустя почти два десятилетия, Бениньи пошел на второй фильм «Пиноккио» уже в роли актера. «Пиноккио» Гарроне, которому можно предсказать прекрасный бокс-офис в прокате.
«Брависсимо» хочется кричать 9-летнему Федерико Иелапи, сыгравшему заглавную роль Пиноккио. Ноша для ребенка неподъемная: даже для взрослого актера съемка в объемном пластическом гриме и гибридных сценах с последующим использованием эффектов – дело непростое. Для Иелапи, дебютировавшего в блокбастере «К черту на рога» и последующих съемках в телесериалах – «Пиноккио» — резкий взлет в кинокарьере. Иелапи обаятелен как в роли деревянной куклы, так и в роли простого итальянского мальчишки.
Из характерных актеров второго плана хочется отметить Рокко Папалео (Кот) и Массимо Чеккерини (Лис) – двух многогранных артистов с солидным послужным списком в актерском, режиссерском и сценарном мастерстве. Чеккерини выступил и как соавтор сценария. Премию зрительских симпатий редакции получает Мария Пиа Тимо в роли Улитки.
В «Пиноккио» собрана очень сильная закадровая команда: оператор-постановщик Николай Брюэль, со-продюсеры – Джереми Томас (Recorded Picture Company), Жан и Анне-Лауре Лабади (Le Pacte), и Паоло дель Брокко (Rai Cinema).
В картине звучит удивительная музыка лауреата премии «Оскар» композитора Дарио Марианелли.
Для Маттео Гарроне «Пиноккио» — своеобразный рубеж в творчестве:
«Пиноккио – моя давняя мечта родом из детства. У меня на столе по-прежнему лежит раскадровка, которую я нарисовал и раскрасил, будучи ребенком, и это одно из самых ценных воспоминаний для меня.
Этим фильмом я завершаю свое путешествие по миру сказок, которое начал в «Страшных сказках». Надеюсь, опыт позволил мне сделать еще один шаг вперед для жанра. Но «Пиноккио» – особый фильм, потому что он объединяет «Страшные сказки» с остальной моей фильмографией. Моя любовь к Пиноккио случилась не с первого взгляда. Меня всегда тянуло к этому персонажу, и многие отмечали его влияние в фильмах «Гоморра» и «Реальность».»
Международная премьера картины прошла в рамках официальной программы Берлинского кинофестиваля-2020 и вызвала восторженные отзывы. Сегодня его увидит российский зритель, для которого слово «Пиноккио» — один из литературных символов солнечной и сказочной Италии.
Дистрибьютор — кинокомпания «Вольга».