Фильм «Кома» режиссера Никиты Аргунова заинтересовал редакцию портала «Новости премьер» еще два года назад, когда в компаниях «Большое кино», «Марс Медиа» и «Фреш Фильм» вовсю шла работа над проектом, а картина в стадии Work-in-progress была представлена на крупнейших зарубежных кинорынках.
Уже в тот момент было понятно, что создается что-то очень необычное. Усилению ожидания способствовали и многократные переносы даты релиза, который мы предвкушали целых два года. Ожидания оправдались. Для всех любителей фантастических боевиков как в России, так и за рубежом «Кома» будет одним из самых запоминающихся фильмов 2020 года. История, понятная любому человеку, независимо от страны проживания, – вот одно из условий мирового успеха фильма.
Идея «Комы» пришла режиссеру и продюсеру Сарику Андреасяну, который привлек Аргунова к реализации проекта. Создать мир «Комы» по силам только мощной студии графики и эффектов. Для Никиты, который до этого снимал клипы, рекламу и короткий метр, «Кома» — дебют в полном метре, и дебют блестящий! Один из крупнейших онлайн-кинотеатров ivi еще в стадии Work-in-progress оценил потенциал картины и вошел в число производителей фильма.
Для тех, кто не любит фантастику как жанр, «Кома» — демонстрация уникального потенциала головного мозга человека. Если бы мир, изображенный в фильме, действительно был бы возможен, его имело бы смысл синтезировать для тех, у кого нет шансов на гармоничное существование в окружающей действительности. Создатели «Комы» продолжают и развивают идею, которая заложена в финале «Аватара» Джеймса Кэмерона.
С каждым годом XXI века возможности графики и визуальных эффектов расширяются все больше, и Никите Аргунову и его компании Argunov Studio («Монгол» Сергея Бодрова, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Ледокол» Николая Хомерики, «Землетрясение» Сарика Андреасяна) удалось создать уникальную Вселенную – сочетание мультивекторной двух- и трехмерной графики, которая по описаниям людей, побывавших в коме и в состоянии клинической смерти, действительно передает трансфигурацию, происходящую в угасающем сознании человека при переходе в мир иной. Сам Аргунов уверяет, что зарисовал что-то похожее на нейронную сеть человеческого мозга. Образ получился очень точным и бьющим в цель. Что же касается полустертых фрагментарных воспоминаний и комнат снов – это еще две блестящие находки режиссера. Если вы помните, Страна Воспоминаний – одна из удивительных локаций в «Синей птице» Мориса Метерлинка, написанной еще в начале XX века. У бельгийского драматурга Страна окутана туманом, сам жанр фантастики тогда только зарождался и к нему в литературе мало кто относился серьезно.
В «Коме» Аргунов очень органично использовал и мистический образ Абу Симбела – храма фараона Рамзеса II. Абу-Симбел стал легендой мировой архитектуры не только из-за своей уникальной «святая святах», которая давала жрецам Нового царства доступ в иную реальность, но и из-за переноса самого храма в 1960-х гг., ставшего прецедентом.
Командой сценаристов в лице Никиты Аргунова, Алексея Гравицкого и Тимофея Декина проделана огромная работа со вторым планом картины: были написаны сотни страниц бэкграунда по каждому из второстепенных персонажей. Отчасти именно поэтому история получилась очень объемной и захватывающей, а фильм напрашивается на то, чтобы через какое-то время пересмотреть его во второй раз, акцентируя внимание уже на детали. Не случайно, два года подряд сценарный совет «Фонда кино» отдавал сценарию «Комы» 3-е место среди сотен проектов.
Идея реализации несбыточного в нормальной жизни в трансфигурированном мире прекрасна, и кто знает, может быть и станет возможной через определенное количество лет, как это случилось с некоторыми реалиями, придуманными писателями-фантастами.
В картине очень сильное мелодраматическое начало, не слащаво-карамельное, а подкрепленное горечью материализма XXI века: талантливый архитектор Виктор (Риналь Мухаметов), придумавший слишком сложный и невозможный для постройки проект, обречен на потерю любимой женщины Флай (Любовь Аксёнова), приземленной, корыстной и целеустремленной, которая никогда не разобьет свой жизненный кораблик о пустые мечтания непризнанного гения. После «Вторжения» Федора Бондарчука и «Комы» Никиты Аргунова Мухаметову прочат карьеру «звезды фантастики», что очень привлекательно, учитывая популярность, всеформатность и перспективность жанра.
Наиболее объемными в картине получились образы антагониста Яна (Константин Лавроненко), безумного «вояки-ради-войны» Фантома (Антон Пампушный) и комичного персонажа второго плана Гнома (Ростислав Гулбис). Интересен Астроном в исполнении Милоша Биковича. Актер набирает все большую популярность и при этом демонстрирует многогранность своего артистического дарования.
Поскольку «Кома» была в производстве очень долгое время, на момент съемок к Риналю Мухаметову еще не пришла слава после «Вторжения», а к Биковичу – после «Холопа» Клима Шипенко. Теперь в «Коме» вы видите двух актеров-звезд первой величины, каждый из которых показывает новые грани таланта.
Хочется отметить работу оператора Сергея Дышука, камера которого в сценах снятых live, заставляет зрителя с головой окунуться в картину, и художника Давида Дадунашвили, создавшего уникальный мир.
Мировая премьера «Комы» прошла в ноябре 2019 года в Праге на Неделе российского кино в Чехии, где картина была тепло принята зарубежными зрителями и российскими звездными гостями фестиваля.
Картина продолжает пользоваться неизменным вниманием и на международных кинорынках: США, Китая, Европы, в странах Юго-Восточной Азии и др. Дистрибьютор – компания «Централ Партнершип».