C 18 января до 27 марта в Зеленом фойе МХТ им А.П.Чехова (Камергерский пер., 3) пройдет выставка «Станиславский. Начало» — выставочный проект Музея МХАТ к юбилею Константина Станиславского, посвященный его актерской и режиссерской деятельности в период до основания Московского Художественного театра.
На выставке будут представлены предметы, раскрывающие деятельность «Алексеевского кружка», Московского общества искусства и литературы, а также самое начало Московского Художественного театра. Многие предметы сохранились благодаря Станиславскому, который с ранней юности собирал свой архив. Некоторые будут представлены впервые. Экспозиция познакомит посетителей с предметами из коллекции Музея МХАТ: фотографиями, эскизами костюмов, костюмами, бытовыми вещами, бутафорией, афишами и программами и макетами.
В нашей выставке мы хотим рассказать о том, как человек, которому предначертано судьбой было стать выдающимся купцом, стал актером и режиссером, перевернувшим историю русского и зарубежного театра, — говорит Марфа Бубнова, куратор выставки.
Константин Сергеевич Станиславский – легендарный актёр, режиссёр, один из основателей Московского Художественного театра, автор системы актёрского мастерства и ряда известных на весь мир литературных произведений, художник. Он говорил, что «если есть на земле чудесное, то только на сцене». О «чудесном» увлечении сценой, охватившем всю жизнь Станиславского, короткими вехами рассказывает выставка «Станиславский. Начало», подготовленная Музеем МХАТ к 160- летию со дня рождения великого реформатора.
Всё началось с семьи. Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) принадлежал к купеческому роду Алексеевых. Его отец, Сергей Владимирович, был почтенным купцом, благотворителем, попечителем больниц, «обществ призрения» вдов и сирот. Ему доверяли, зная, что любое начатое им дело будет доведено до завершения. Елизавета Васильевна Алексеева – мать Станиславского – дочь уважаемого в Петербурге подрядчика «по мраморным работам» Василия Абрамовича Яковлева. В семье было десять детей, которых родители обожали и потакали их увлечениям.
Первым увлечением будущего режиссёра стал цирк, потом пришло увлечение балетом, затем кукольным театром и чуть позже оперой и драматическим театром. Родители поддерживали это увлечение, поскольку дети были заняты полезным делом вне уроков. С этого начинается история домашнего театра, который получил название «Алексеевский кружок».
В семидесятые годы XIX века в России были широко распространены театральные кружки и домашние театры. Театром увлекались Мамонтовы, Секретарёвы, Сапожниковы и многие другие известные семьи. Не обошло это увлечение и семью Алексеевых. Для их домашнего театра было построено отдельное здание в Любимовке и специально оборудован зал в московском доме у Красных ворот.
В «Алексеевском кружке», просуществовавшем десять лет, было поставлено около тридцати спектаклей. Вершиной его деятельности стала оперетка из японской жизни в двух действиях «Микадо». Этот спектакль оказался последним в истории самого кружка. Дело в том, что в веселом родственном кругу всё больше выделялся актёр-премьер, инициатор спектаклей, их постановщик, душа театра – Константин Алексеев и он всё больше стремился выйти за пределы милой домашней сцены.
В 1888 году Константин Алексеев на собственные средства (к тому времени он уже известный фабрикант) создаёт Общество искусства и литературы. Основатели этого общества – К. С. Алексеев, Ф. П. Комиссаржевский, Ф. Л. Соллогуб и А. Ф. Федотов – мечтали «о создании большого общества, которое соединило бы, с одной стороны, всех любителей в драматический кружок, а с другой стороны, всех артистов и других деятелей театров и искусств – в артистический клуб без карт».
Московское Общество искусства и литературы, в котором Станиславский поставил шестнадцать спектаклей (все эти постановки получали восторженные отклики прессы), просуществовало десять лет – с 1888-го по 1898 год. Но уже в 1896 году, после премьеры шекспировского «Отелло», Станиславский начинает задумываться об организации профессионального общедоступного театра на акционерных началах.
Мысль превращения Общества в профессиональный театр не покидает Станиславского. В июле 1897 года в ресторане «Славянский базар» Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко договорились о создании Московского Художественного общедоступного театра. И 14 октября 1898 года состоялась премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович».
«Как становятся великим режиссером, которому суждено изменить весь театральный мир? Откуда взялось это стремление к актерству, такая повышенная требовательность к себе и другим исполнителям, понимание необходимости руководства процессом постановки, важности художественного оформления спектаклей и много другого? В случае Константина Сергеевича Станиславского – из счастливого детства, когда именно поддержка родителей, в первую очередь, а также братьев и сестер, сложилась в первые домашние театральные постановки семьи Алексеевых. Позже этот театральный опыт получил свое развитие уже в известных на всю Москву любительских спектаклях Общества любителей искусства и литературы, созданного на средства К.С.Станиславского (Алексеева). И именно благодаря этому опыту Константин Сергеевич к моменту встречи с ВЛ.И. Немировичем-Данченко и имел уже четко сформированное представление о том, каким должен быть настоящий театр. И это знание поомогло создать такой базис Художественного театра, который позволил МХТ на долгие годы сохранять за собой звание «первого драматического театра страны»,– говорит директор Музея МХАТ, Софья Грачева.