Эдуард Топчян Дмитрий Шишкин в Зале Зарядье

Эдуард Топчян Дмитрий Шишкин в Зале Зарядье

Новости премьер побывали на удивительной концертной программе в Зале Зарядье. Российский национальный оркестр недавно вступил в новую эпоху творческой деятельности с назначением художественного руководителя и главного дирижера, Народного артиста РФ Александра Рудина. В вечер концерта, однако, за пультом стоял  не менее именитый маэстро – руководитель и главный дирижёр Государственного филармонического оркестра Армении, Заслуженный деятель искусств республики Армения Эдуард Топчян.

Нота «до» стала лейтмотивом вечера, во время которого были исполнены два произведения в одноименных тональностях: до-мажорный Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева и до-минорная Первая симфония Иоганнеса Брамса.

Зал Зарядье обладает уникальными акустическими возможностями, этакими параллельными вселенными, в которых оказываешься, откинувшись на удобную мобильную спинку кресла. В зависимости от того, какое впечатление от музыки ты хочешь получить, выбираешь место. Или место выбирает тебя, если Вселенная решит, что ты должен получить именно это впечатление. Партер – интимно-задушевное общение с композитором и исполнителями. Балкон – отстраненность чистой квинты, в которой нет живых существ, безличностное единение с Абсолютом. Новостям премьер достался партер, поэтому мы получили возможность стать участниками ментального диалога, который произошел между исполнителями и слушателями во время концерта.

«Фирменная» особенность Российского национального оркестра – американская рассадка, которая сильно отличается по тональному балансу от более привычной для России немецкой. К тому же на сцене Зарядья оркестр сидел не на плоской сцене, а на ступеньках, позволяющих приподнять удаленные группы музыкантов, чтобы их было лучше видно и слышно.

Программа стала маховиком времени – взлет дирижерской палочки, и зал крутанулся на столетие назад, в 1921 год, когда Сергей Рахманинов написал Концерт № 3. Вообще, описывать звучание музыки словами – неблагодарный труд… В архиве Прокофьева сохранилось стихотворение Константина Бальмонта: во Франции поэт-символист пришел на концерт в исполнении автора, и под впечатлением от музыки написал: «Ликующий пожар багряного цветка/ Клавиатура снов играет огоньками/ Чтоб огненными вдруг запрыгать языками/Расплавленной руды взметенная река.»

Музыка Третьего концерта в исполнении пианиста-виртуоза Дмитрия Шишкина злободневна как никогда. Каждый слышит в ней свое – она и фантазийна, и в то же время передает реалии настоящего времени. В стуке кастаньет пролетают мессаджи Telegram-каналов, в филигранных пассажах рояля — круговерть новостных сводок и огни городских развязок. Подумалось: музыка Третьего концерта послужила бы отличным звуковым воплощением симметриад из «Соляриса» Станислава Лема. Маэстро Топчян интерпретировал Третий концерт с фантастической динамикой — от вкрадчивого pianissimo до экспрессивного forte. И в своей плавной, но необыкновенно щепетильной манере дирижирования (то, что по-английски называют словом «diligent») дал слушателям максимально погрузиться в поток, некоторые даже начали дирижировать в такт. Бесконечные качели от света к тьме все-таки остановились в пятне света, совместив ощущения редактора Новостей премьер с бальмонтовскими: «Прокофьев… Музыка и молодость в расцвете! В тебе востосковал оркестр о звонком лете/ И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф». Дмитрий Шишкин продолжил катарсис слушателей, исполнив «на бис» «Этюд» Прокофьева, ор.2.

Дирижерская палочка вспорхнула, и маховик времени провернулся еще на полстолетия назад, в 1870-е. Сомнения и метания Иоганнеса Брамса, его первая попытка выйти в крупную форму в виде до-минорной симфонии также как нельзя более актуальна, и совсем не отдает архаикой. Если не знать год создания, вполне можно было бы предположить а авторе современника.

Во второй части концерта маэстро Топчян превзошел самого себя. Пульт со сцены убрали, Эдуард Степанович дирижировал сложнейшую Первую симфонию по памяти, невзирая на нестандартную для музыки немецкого романтизма рассадку оркестра. Вкупе с тончайшей нюансировкой интерпретации подобное знание партитуры стоИт на грани возможностей человеческой памяти и демонстрирует высшую ступень профессионализма дирижера. Эдуард Топчян – жрец и мастер своего дела.

Зал полностью погрузился в поток в третьей части симфонии Un poco allegretto e graziozo, и в Allegro non troppo, ma con brio, в котором явно слышны отголоски музыки Бетховена, и в грандиозном финале Più allegro . Результат – овации стоя и восхищенные крики «Bravo».

Если вы пропустили трансляцию концерта онлайн, смотрите ее на официальном канале Зала Зарядье на YouTube.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *