О чуднЫх (в нашем восприятии) проблемах британских аристократов, не знающих как содержать свои огромные вотчины, писал еще Ивлин Во в первой половине XX века. Если вам доводилось читать книги выдающегося беллетриста Великобритании, вы вспомните галерею карикатурных персонажей и абсурдные коллизии, пронизанные черным юмором. Позёры, бездельники, мошенники мелькают в калейдоскопе Во за древними стенами, увитыми плющом. Плющ осеняет потрескавшуюся геральдику поместий, потерявшую исконную ценность в быстро меняющемся мире.
Столетие спустя Гай Ричи написал и снял свою собственную, более динамичную и менее предсказуемую криминальную комедию на ту же тему. За прошедшие 100 лет герои и коллизии по сути совершенно не изменились. Только герои обзавелись гаджетами, автоматическим стрелковым оружием и спортивными машинами. Вместо относительно безобидных препаратов времен Первой мировой войны подсели на более тяжелые. Коллизии стали еще более абсурдными. Калейдоскоп в десятки раз ускорился. «Фильмы Гая – это калейдоскоп острых диалогов, драк, юмора, жонглирования, энтузиазма и ловушек. Каждый персонаж в его фильмах индивидуален и обладает ярким характером. В компании таких парней интересно», — говорит исполнитель главной роли Микки Пирсона Мэттью МакКонахи.
Ричи вынашивал идею картины десять лет. Они с продюсером Айваном Эткинсоном планировали сделать телесериал, но потом все-таки решили снять масштабный полнометражный фильм. Рабочее название ‘Toff Guys’ – отсылало к британскому сленгу и более соответствовало персонажам: ‘toff’ – это франтоватый сноб, который кичится своим богатством, происхождением и образом жизни со спортивной машиной и бездымным барбекю. В итоге, создатели картины заменили название на более понятное широкому кругу зрителей.
Modus vivendi, до которого удалось дорваться «правой руке» Пирсона Рэю (Чарли Ханнэм), и к которому стремится копающийся в грязном белье детектив Флетчер (Хью Грант) в итоге оказывается лишь миром бездымного барбекю и элитного виски. Миром, который по своей скудости ничем не отличается от бытия «сторчавшихся» детей английских лордов. Флетчер «готов работать на любого», а Рэй – верный пес Пирсона, тот самый ‘loyal dog’, каким является Ватсон для Холмса в другом фильме Гая Ричи.
Взгляд американца на патриархальные привычки британцев очень забавен. Пирсон остроумно устраняет главную проблему: как сделать незаметными гигантские плантации для жителей острова, на котором невозможно укрыться от чужого внимания.
Общий тон картины задает фраза Пирсона в самом начале: «Льву, чтобы выжить в джунглях, мало вести себя как царь зверей. Надо БЫТЬ царем.» Так вот Пирсон представляет собой тип патриархального, слишком прямолинейного «льва» мафиози, не способного на игру на понижение и разнообразные подставы как его оппоненты .
«Лев» в какой-то момент хочет уйти от дел и начать более спокойную семейную жизнь. Отношение к насилию меняется с возрастом, в этом очень показательна сцена в баре между Пирсоном и Сухим Глазом (Генри Голдинг). Проблема всех создателей империи, в том, что гигантами, созданными ими самими, могут управлять только они. И еще не известно как бы пошел бизнес у антагониста Мэттью (Джереми Стронг), если бы ему удалось этот бизнес приобрести.
Персонажи второго плана – Большой Дейв (Эдди Марсан) и Тренер (Колин Фаррелл) получились более фактурными, чем главные герои. Большой Дейв – символ продажной «четвертой власти», который считает себя вершителем судеб, но на самом деле стремится тоже всего лишь к бездымному барбекю. Тренер вызывает у зрителя ярко выраженную симпатию. Боксер в годах старается своими методами вытаскивать проблемных подростков из неблагоприятных условий, в которых рос он сам. Тренер, случайно попавший в Большой Калейдоскоп, для того, чтобы выручить своих «птенцов» из беды, в итоге оказывается решающей фигурой.
В «дивном новом мире» 2020-х интересны любовные отношения: не только романтика связывает Пирсона с женой Розалинд (Мишель Докери). Время глупеньких куколок-содержанок мужей-мафиози безвозвратно ушло. Для Пирсона Розалинд — не просто возлюбленная (назначать жене свидания при годах совместной жизни – дорогого стоит). Розалинд — и компаньон, и советчик в бизнесе, и один из поставщиков информации. «Перечитывая сценарий, невольно замечаешь, что Розалинд столь же крута, как и мужчины, она ни в чем им не уступает. Появляется ощущение, что именно она управляет всем бизнесом, она – ключевой игрок», — говорит продюсер Эткинсон.
«Джентльмены» отражают дух времени мира 2020-х, который усеян видеокамерами. Противоправные действия не только случайно попадают на видео в телефоне, их целенаправленно выкладывают на Youtube. И если в картине другого британского киноэпоса – «бондианы» — «Координаты: SkyFall»,- Youtube это – средство воздействия на MI6, то в 2020 соцсети меняют мир и отношение преступников к Web: Youtube дает им уникальный шанс прославиться, причем моментально.
Вся история изложена в виде киносценария, написанного Флетчером. Даже если его шантаж потерпит фиаско, сценарий будет прибыльно продан кинопродюсеру. Что и случилось, так как мы видим «Джентльменов» Гая Ричи на экранах.