24 ноября в прокат выходит документально-литературное расследование «Пелевин» режиссёра Родиона Чепеля.
Режиссёр пытается погрузиться в мир героя, которому удается сохранять анонимность, несмотря на всемирное признание его творчества и совершает попытку борьбы с мистификациями. Для этого он изучил архивы, ранние работы Виктора Пелевина и взял интервью у знавших его людей. Среди них — друг детства Евгений Петренко, одногруппник по Литературному институту имени А. М. Горького главный редактор журнала «Литературное обозрение» Виктор Куллэ, а также художник и музыкант Гермес Зайготт.
О стиле работы писателя вспоминает его бывший редактор Ольга Аминова и первый главный редактор VOGUE Russia Алёна Долецкая. Комментирует факты из биографии Пелевина известный литературный критик Галина Юзефович. О связи Пелевина с восточной философией рассказывает китаист Бронислав Виногродский, ездивший со своими последователями по буддийским и даосским монастырям. Туда вместе с писателем ездил Ветеран ФСО России и член военной группы Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации Игорь Чечеткин и создатель компьютерной программы Punto Switcher Сергей Москалёв.
Созданием фильма «Пелевин» занималась студия «Амурские волны», работавшая над проектами «Дуров», «Сахаров. Две жизни», «Это Эдик». Киностудию основали продюсер Александр Уржанов, расследователь Родион Чепель, редактор Игорь Садреев, режиссёр Роман Супер, продюсер Мария Серпионова, оператор Михаил Оркин, писатель Роман Штыль-Битыньш и социолог Ника Глазунова.
Авторы «Пелевина» чутко уловили тренд на зрительскую документалистику, рассказанную популярным способом — в фильме документальное повествование сочетается с анимированными кадрами, причём анимационные сюжеты не просто иллюстрируют исторические факты, а выглядят как полноценные драматургические линии фильма. Анимадок — это особый жанр, который сокращает дистанцию между зрителем и персонажем, как, например, это сделано в работах «Знаешь, мама, где я был» Резо Габриадзе или «Персеполис» иранки Маржан Сатрапи.
Анимационные вставки для «Пелевина» сделала студия «Жи-Ши», создавшая клип на композицию «Остин» с последнего альбома Земфиры «Бордерлайн». Команда студии занимается производством рекламы, компьютерной графики, игровых трейлеров, музыкальных клипов и мэппинг-шоу.
Родион Чепель, режиссёр: «Анализируя персонажей, которые сделали значительный вклад в то, кем мы себя ощущаем, мы поняли, что Пелевин — одна из фигур, мимо которой пройти нельзя. Кроме того, в этом году ему исполняется 60 лет, и это своеобразный подарок к его юбилею. Приблизиться к главному герою и описать жизнь, которую он так тщательно охраняет, — это и была главная задача и одновременно главная трудность в работе над фильмом».
Галина Юзефович, литературный критик: «У Пелевина часть романов так называемые информационные бюллетени. Мы все тонем в информационном шуме. Раз в год появляется Виктор Олегович, шаркает невидимой ножкой. И произносит фразу: «Я вам сейчас объясню про что был прошлый год». Это невероятно востребованный товар. Пелевин сегодня выходит тиражом 150 тысяч экземпляров, и это очень много. Это атипично много. Столько нет практически ни у кого».
Алёна Долецкая, первый главный редактор Vogue Russia: «У Пелевина было тотальное безразличие к признанию. Этим он мне сразу невероятно понравился. У него есть некие занятия, которое он считает более интересными, достойными, увлекательными. Все что он делал в литературе всегда было чуть-чуть (или не чуть-чуть) на шаг вперед. Где под шагом я имею в виду 5 лет, 7 лет, 10 лет. Он каким-то своим животным нюхом чувствовал, что грядет».
Ольга Аминова, редактор Виктора Пелевина: «Все ищут с ним встречи, но никто его не видит. Что это за модель? Это модель Бога. Ее очень удобно использовать, и это работает. Пелевин, на мой взгляд, из тех авторов, кто четко понимает, что сначала нужно создать бренд. А потом бренд будет работать без участия автора. Есть только текст. Не надо интервью, не надо публикаций, не надо мелькать на экране».
Фильм производства кинокомпании «Амурские волны» и KION приурочен к 60-летию писателя.
Фильм выходит на экраны в рамках проекта «Страна.DOC», развивающего кинотеатральный прокат российского документального кино.