Цискаридзе Щелкунчик в Государственном Кремлевском дворце

Цискаридзе Щелкунчик в Государственном Кремлевском дворце

20 и 21 декабря в 19:00 Николай Цискаридзе впервые представит в Кремле новогоднюю сказку «Щелкунчик» от воспитанников Академии Русского балета им. Вагановой на сцене Государственного Кремлевского дворца.

Премьер Большого театра Николай Цискаридзе, на протяжении 18 лет работавший главным российским Щелкунчиком, непременно выходил в этой партии 31 декабря, в свой день рождения, а журналистам говорил: «Так я делаю подарок себе любимому. Танцевать в «Щелкунчике» для меня — радость».

— В последний раз Николай Цискаридзе исполнил любимую роль в 2013-м, и теперь, десять лет спустя, мы увидим танец его воспитанников. Сказка продолжается! — обещают организаторы.

Учащиеся Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой  исполнят «Щелкунчика» П.И. Чайковского в постановке Василия Вайнонена — единственной существующей ныне классической версии этого легендарного спектакля.

Без сказочного «Щелкунчика» — последнего балета П.И. Чайковского — невозможно представить себе новогодние и рождественские праздники. Но на самом деле так было не всегда. Официальная премьера спектакля состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года. Либретто к нему написал директор императорских театров Иван Всеволожский, а постановщиком стал (после отказа Мариуса Петипа) Лев Иванов. Эта постановка продержалась в репертуаре театра более трех десятилетий, однако оглушительного успеха не имела. Между тем, идея зимнего представления с невероятной музыкой живого русского классика вдохновила ведущие оперные театры по всему миру на собственные версии балета.

О хореографии Льва Иванова спустя более чем столетие почти не сохранилось информации. Единственное, о чем мы можем составить представление – «Вальс снежных хлопьев», признанный критиками тех лет шедевром. До наших дней он сохранился исключительно благодаря тому, что в 1934 году его, пусть и с некоторыми изменениями, использовал в своей постановке Василий Вайнонен, знакомый с первой версией спектакля.

«Щелкунчик» стал для Вайнонена третьей балетной постановкой в Мариинском театре и первой полностью самостоятельной работой. Главные партии в премьерном спектакле исполнили молодые в ту пору танцовщики Галина Уланова и Константин Сергеев, и это был настоящий успех.

— Николай Максимович не раз говорил о том, что постановка Юрия Григоровича по масштабу замысла, сложности режиссуры и хореографии – вне конкуренции, да и сам он танцевал Щелкунчика именно в спектакле Григоровича (более 100 раз!). Тем не менее, как ректор Академии имени А.Я. Вагановой он не смог обойти вниманием версию Василия Вайнонена, поскольку она дает прекрасную возможность для профессионального и творческого роста его воспитанников, — рассказали организаторы спектакля. — Кстати, в первом акте у Василия Вайнонена партию Маши изначально танцевала девочка, ученица балетной школы, а в сценах сна ее заменяла взрослая исполнительница. Во время выступления в Москве мы увидим вагановцев во всех партиях, что невероятно интересно! Тем более, что уже ставшие доброй традицией летние концерты выпускников Академии показали: подопечные Николая Цискаридзе демонстрируют высочайший профессиональный уровень.

«Щелкунчик» Василия Вайнонена примечателен также решением первого акта, в котором хореограф максимально реалистично передает тёплую атмосферу семейного праздника, и неожиданной интерпретацией второго, когда вместо кукол Мари и Принца-Щелкунчика встречают живущие в сказочном городе люди – именно они исполняют испанский, арабский, китайский, русский танцы, французскую пастораль.

— Только в этом спектакле можно увидеть вместо привычного для нас финального па-де-де главных героев их адажио с участием четырех галантных кавалеров и сольные вариации – дань существовавшей когда-то балетной традиции, — рассказал Николай Цискаридзе корреспонденту InterMedia.

Финал балета Вайнонена тоже был новаторским для своего времени: Мари не остается навсегда с Принцем в чудесном городе, а просыпается, и сказочный мир становится лишь воспоминанием. Такая трактовка вполне соответствует трагическим глубинам музыки Чайковского и моментально превращает детскую историю в произведение с серьёзным философским подтекстом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *