В новом сезоне 2022/2023 Московский государственный академический симфонический оркестр приготовил сюрпризы для многочисленных поклонников. Один из них – МГАСО впервые выступит в уникальном акустическом пространстве концертного зала «Зарядье» с четырьмя концертными программами!
Первое выступление пройдет 18 сентября в 18:00.
В программе — произведения трех творцов эпохи романтизма – Брамса, Шумана, Берлиоза. За дирижерским пультом – широко известный в России и за рубежом маэстро Антон Шабуров. В концерте принимают участие: меццо-сопрано Агунда Кулаева и Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова.
Художественный руководитель и главный дирижер – Геннадий Дмитряк.
Эту концертную программу можно было бы назвать «Осенённая словом Гёте» – стихи главного идеолога течения «Буря и натиск» и образ недостижимой возлюбленной вдохновили композиторов на создание произведений.
Концерт откроет «Рапсодия для альта, мужского хора и оркестра» Иоганнеса Брамса. Это музыкальное приношение было написано Брамсом в качестве свадебного подарка для дочери Роберта и Клары Шуман Джули на стихи Иоганна Вольфганга фон Гете «Зимний рай». Для композитора семейное торжество друзей не было праздником: как уверяют историки Иоганнес испытывал к Джули чувства, гораздо более глубокие нежели дружба. Произведение не вошло в традиционный мировой свадебный репертуар как Марш Мендельсона или Свадебный хор из «Лоэнгрина» Вагнера. «Рапсодия» полна мизантропии и в третьей части имеет сходство с «Немецким реквиемом» Брамса. Однако именно это настроение делает Рапсодию одним из наиболее возвышенных произведений в жанре вокально-симфонической музыки.
«Увертюра, скерцо и финал для оркестра» Роберта Шумана изначально были задуманы композитором как Вторая симфония. Несмотря на то, что премьера произведения была прохладно встречена критиками, Увертюра вошла в репертуар многих оркестров как прекрасный образец симфонической музыки романтизма.
Второе отделение… «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза … нужно ли еще что-то добавить?
Философская драма «Фауст» Гёте не просто произвела неизгладимое впечатление на Гектора Берлиоза. Драма вдохновила его на создание «Восьми сцен из Фауста». Сам Берлиоз считал «Сцены» весьма посредственными, однако «Концерт сильфов» стал одним из самых исполняемых произведений композитора. Бессмертие и место на музыкальном Олимпе Берлиозу принесла «Фантастическая симфония», также написанная под влиянием «Фауста». Первое исполнение «Симфонии» обернулось для Берлиоза катастрофой. Второе исполнение положило начало дружбе Гектора Берлиоза и Ференца Листа, присутствовавшего на концерте. «Три части симфонии «Бал», «Шествие на казнь» и «Шабаш» произвели сенсацию, – вспоминал Берлиоз в своих «Мемуарах». – «Шествие на казнь» особо потрясло зал». «Фантастическая симфония» вызвала бурю в музыкальной критике и волну споров, которая сопровождала все последующее творчество композитора. В дальнейшем Берлиоз подверг «Симфонию» переработке: версия, которая дошла до наших дней, кардинально отличается от первоначального варианта. Что не мешает «Фантастической симфонии» оставаться одним из наиболее часто исполняемых масштабных произведений для симфонического оркестра.