2 сентября в Зеленом фойе МХТ им.А.П.Чехова (Камергерский пер., 3) Музей МХАТ открывает выставку к 95-летию со дня рождения Олега Ефремова, который состоится 1 октября 2022 г.
Музей МХАТ подготовил выставку, посвященную работе Олега Николаевича в Московском Художественном театре над спектаклями по произведениям А.П. Чехова.
“О.Н. Ефремов был выдающимся театральным режиссером, актером, педагогом, профессором. Во МХАТ он пришел в 1970 году , по приглашению мхатовских «стариков», когда в огромной труппе были сложные отношения поколений да и перед самим театром стояли новые художественные и общественные задачи. Олег Николаевич смог не только вывести театр из затяжного кризиса, но и выстроить свой Театр Чехова, поставив пять главных пьес своего любимого драматурга. Именно этой теме посвящена наша выставка”, – говорит Софья Грачева, директор Музея МХАТ.
Однажды в интервью Ефремов сказал, что постоянно ведет с Чеховым диалог. «Человеческий, философский – какой угодно – диалог происходит при постановке каждой пьесы, и мне не хочется его обнародовать. Всякий раз, для себя, это определение смысла жизни».
На выставке мы предлагаем проследить, как развивался этот диалог. Увидеть чеховские спектакли Ефремова как бы «в разрезе», обратив внимание на основные стадии их создания. Эти стадии мы обозначили так: «замысел» – «репетиции» – «премьера».
В экспозиции представлены фотографии спектаклей, письма, костюмы, архивные видео записи, эскизы костюмов и декораций и документы из личного архива О. Ефремова, хранящиеся в фондах музея.
«Может быть, я не стал бы актером и режиссером если бы в 1943 году, во время войны, еще юношей не посмотрел знаменитый спектакль Художественного театра “Три сестры”. Впечатление было громадное… Я тогда еще мало что понимал, но так это взволновало, так захватило! Несколько дней я находился под тем впечатлением, которое, наверное, и должен оставлять Чехов. После этого я стал уже думать, как бы мне приобщиться к искусству театра, и в 1945 году поступил в Школу-студию МХАТ» – эти слова из выступления Олега Ефремова на Международном фестивале в Эдинбурге.
С момента пережитого потрясения на спектакле Вл.И. Немировича-Данченко «Три сестры» Чехов сопровождал его всю жизнь. Еще студентом он познакомился с сестрой писателя Марией Павловной, гостил у Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в Гурзуфе.
Его последним спектаклем в «Современнике» в 1970 году стала «Чайка», однако свой Театр Чехова Олег Николаевич выстроил уже во МХАТе. Когда-то основатели Художественного театра явили публике все главные пьесы Чехова, теперь на той же сцене, но совсем в другую эпоху это сделал и Ефремов.
Произошло это не сразу – лишь через шесть лет после своего прихода во МХАТ Олег Николаевич выпустил «Иванова». А через десять лет, в «Чайке», он показал зрителю то, что соратник Ефремова, критик Анатолий Смелянский назвал «рождением новой мхатовской семьи». Этот особого качества ансамбль, в котором гармонично сосуществовали мхатовские «старики», артисты среднего поколения и молодежь, станет отличительной чертой всего чеховского цикла Ефремова в Художественном театре.
Эти спектакли говорили о разном, и судьба им выпала разная. В «Иванове» Иннокентий Смоктуновский гениально играл маяту незаурядного человека, не находящего себе места в этом вывихнутом мире. «Чайке» была уготована долгая жизнь – спектакль шел более тридцати лет, в ней переиграли едва ли не все ведущие артисты труппы. В «Дяде Ване» (1985) на первый план выходила тема Астрова, с его цельностью и установкой на реальные дела. В «Вишневом саде» (1989) шла речь о скором исчезновении не только сада, но и самих интеллигентных обитателей имения, и все понимающая Раневская Натальи Теняковой смотрела в лицо своей судьбе. И, наконец, «Три сестры» 1997 года стали театральным завещанием Ефремова, в котором он размышлял о законах жизни.
На открытии выставки режиссеры и актеры Московского Художественного театра им. А.П. Чехова, среди которых Н. Скорик, Е. Добровольская, И. Мирошниченко, Е. Киндинов, А. Леонтьев поделятся своими воспоминаниями о работе с О.Н. Ефремовым.