Москва и москвичи от Русского музея

Москва и москвичи от Русского музея

Накануне праздника города, посвященного 875-летию Москвы, Русский музей опубликовал новый цифровой альбом произведений из своей коллекции, в котором собраны образы Москвы и ее жителей с XVII до середины XX века. В альбом вошло около 130 произведений: работы Жерара Делабарта и Иллариона Мошкова, Аполлинария Васнецова и Ильи Репина, Андрея Рябушкина и Вячеслава Шварца, Василия Сурикова и Алексея Саврасова, Владимира Маковского и Василия Поленова, Михаила Микешина и Константина Савицкого, Архипа Куинджи и Александра Бенуа, Александра Герасимова и Юрия Пименова. Виртуальный проект будет и дальше пополняться произведениями из богатейшей коллекции Русского музея.

Цифровой альбом «Москва и москвичи» можно увидеть на портале «Виртуальный Русский музей» в разделе Онлайн-ресурсы / Альбомы.

Виртуальный тур по выставке «Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта» доступен на портале «Виртуальный Русский музей» в разделе Онлайн-ресурсы / Виртуальные туры, а также на сайте Русского музея в разделе Издания / Мультимедиа.

Одни из самых ранних произведений в альбоме – картины французского художника Жерара Делабарта – по праву считаются гордостью музейной коллекции. Эти редкие картины экспонировались в 2017-2018 годах в Михайловском замке в рамках отдельной выставки «Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта». Серию картин заказала Екатерина II, но не связывала художника предписаниями. Он был волен изобразить то, что, по его мнению, «достойно любопытства» в этом огромном диковинном для иностранца городе. И Делабарт проявил себя не только как прекрасный пейзажист-видописец, но и сумел передать бойкую повседневную жизнь Москвы конца XVIII столетия. Павел I решил продолжить эту работу и заказал еще два вида с балкона Кремлевского дворца, а также четыре картины, относящиеся к поездкам императора по московским окрестностям. Все 15 картин Делабарта можно увидеть в цифровом альбоме в высоком разрешении. Здесь же собраны гравюры, созданные почти сразу по картинам Делабарта в Швейцарии и Германии.

Практически одновременно с Делабартом выполнил виды Москвы Илларион Мошков, отправленный в 1801 году с академиком Фёдором Алексеевым «для снятия разных видов в Москву». Эти акварели, как и проработанные до мельчайших деталей картины Делабарта позволяют сегодня представить, как выглядели многие известные места столицы до пожара 1812 года.

Трагические и в то же время героические страницы истории Москвы связаны с нашествием армии Наполеона. Бородинское сражение и пожар древней столицы нашли отражение в произведениях многих русских и зарубежных художников, в том числе в рисунках английского путешественника Джона Томаса Джеймса, запечатлевшего разрушенную Москву летом 1814 года.

Напротив, всенародным ликованием и торжественным настроением наполнены листы из коронационного альбома императора Александра III.  Церемония коронации проходила в Москве с 10 по 28 мая 1883 года. К работе над иллюстрациями к альбому были привлечены крупнейшие русские художники, в том числе Константин Маковский, Константин Савицкий, Николай Каразин, чьи оригинальные произведения хранятся в Русском музее и теперь доступны любому пользователю сети Интернет. Здесь и торжественный проезд августейшей семьи через Красную площадь, и сама коронация в Успенском соборе, и шествие из храма Христа Спасителя, освящение которого также произошло в дни коронации.

В конце XIX – начале XX века взгляд многих художников обратился вглубь веков, в том числе и в историческое прошлое Москвы. Среди них были Вячеслав Шварц и Аполлинарий Васнецов, Василий Суриков и Илья Репин, Андрей Рябушкин и Александр Бенуа.

После переноса столицы из Петрограда в Москву в 1918 году роль древнего города в жизни страны естественно возросла. Съезды и заседания правительства, встречи с артистами и колхозниками, стройка московского метро и мощь заводов привлекли внимание художников в послереволюционные годы. Руководители страны и гости столицы, артисты и летчики, делегаты съездов и художественная интеллигенция, запечатленные на масштабных полотнах Василия Ефанова, Дмитрия Налбандяна, Бориса Иогансона, Александра Герасимова, метростроевки Александра Самохвалова и пионерки Николая Чернышева, пейзажи Новой Москвы Юрия Пименова и Эдуарда Браговского дают возможность сегодня лучше понять сложную и кипучую жизнь столицы в советское время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *