В новый фильм режиссеров и сценаристов Эрика Толедано и Оливье Накаша вы ныряете с первых кадров…
Очень сложно снять социальную драму, которая была бы увлекательной для стороннего зрителя. Зрителя, который никогда не сталкивался с трудностями, показанными в картине, а поход в кинотеатр воспринимает как развлечение, а не как средство погружения в чуждые ему проблемы.
Название фильма в оригинале – «Hors Normes» (фр.), то есть «Выходящие за нормы». «Особенные» в ряду социальных драм стоит особняком – режиссерам удалось снять увлекательное и трогательное кино, жанр которого трудно точно определить. Трагикомедия? Скорее всего. Несмотря на всю серьезность темы, фильм изобилует комическими моментами, и Малик (Реда Катеб) играет не последнюю роль и их создании.
Протагонист – немолодой уже человек Брюно (Венсан Кассель), у которого нет времени ни выспаться, ни поесть, ни обзавестись семьей, 24 часа в сутки решает чужие проблемы и противостоит антагонисту — гигантской системе здравоохранения, бездушной по отношению к больным, которых Брюно пытается вытащить к суррогату нормальной жизни. Именно к суррогату, потому что Брюно в полной мере осознает, что больные лишь частично излечимы, и все его усилия 24/7 абсолютно безрезультатны, когда дети и взрослые с расстройствами аутического спектра (РАС) остаются в клиниках.
Картина вызревала у режиссеров в течение 20 лет. Именно столько времени прошло с того момента, когда Толедано и Накаш познакомились со Стефаном Бенамю — прототипом Брюно, а затем с Даудом Тату — прототипом Малика.
События, происходящие на экране, — не плод фантазии режиссеров: в основу сценария лег реальный отчет чиновников от здравоохранения, которым Стефану Бенамю пришлось противостоять. Пусть вас не пугает документальность: вы найдете немало схожего между происходящим в России и происходящим во Франции в отношении людей с ограниченными возможностями. Различие в том, как ведут себя представители силовых структур при ЧП, устроенных людьми с РАС.
Вы насладитесь блестящей актерской работой как Касселя (который с возрастом становится все интереснее) и Кетаба, так и актеров второго плана, и даже людей с РАС, которым дали заметные роли, несмотря на их заболевание.
На роль Жозефа режиссеры не побоялись взять не профессионального актера, а Бенжамина Лесьера с РАС, рискуя не только непредсказуемостью результата, но и срывом графика съемок. Риск оправдал ожидания. В начале съемок Бенжамин почти не говорил, не носил галстука, ремня и носков, никому не позволял прикасаться к его коже и волосам. К концу съемочного процесса Лесьер не только превратился в профессионального актера, показал положительную динамику в социализации, позволив одевать и гримировать себя, но и придумал несколько проникновенных реплик, которых изначально не было в сценарии, и которые, повторяясь ostinato, стали лейтмотивом картины. Бенжамин быстро стал талисманом фильма, а танцевальная сцена глубоко тронула всю съёмочную группу.
Не менее сложная задача стояла перед Марко Локателли (Валентен), родной брат которого страдает РАС. Для взрослого профессионального актера эта роль была бы непростой, подросток-любитель справился с ней блестяще.
Отдельно – о Брайане Мьялундама (Дилан): в ходе фильма его персонаж не только перерождается из разгильдяя, бесцельно транжирящего время, в человека, который несет ответственность за других. Дилан — очень важное действующее лицо, так как зритель смотрит на события его неискушенными глазами.
Стоит отметить нетривиальную работу оператора Антуана Санье, который передал сумасшедший ритм жизни Брюно, Малика и волонтеров, а также мироощущение людей с РАС. Камера Санье позволяет зрителю оказываться внутри событий, происходящих в фильме без намека на 3D. В особенности, это заметно в кульминационной, полной саспенса, сцене на мосту.
Редакция «Новостей премьер» рекомендуют сходить на фильм «Особенные» всей семьей вместе с детьми-подростками.
Обязательно пригласите друзей и родственников, которые изводят вас жалобами на свою, якобы тяжелую жизнь. После просмотра «Особенных» они выйдут из кинотеатра полностью довольные собственным бытием!
Прокат: «Маурис Филм» и Capella Fim