12 и 13 марта в 19:00 на сцене театра «У Никитских ворот» — легендарный спектакль Марка Розовского «Амадей» по пьесе Питера Шеффера. Спектакль посвящен памяти выдающегося актера современности, народного артиста СССР Олега Табакова.
Пьеса «Амадей» — одна из «жемчужин» мировой драматургии 20 века. В 1983 году Марк Розовский по предложению Олега Николаевича Ефремова поставил её в МХТ им А.П.Чехова. На роль композитора Антонио Сальери был приглашен Олег Павлович Табаков.
В новой версии спектакля Марк Розовский решил сохранить эстетику и атмосферу постановки 1980-х годов. С этим связан выбор сценографа — известного театрального художника Аллы Коженковой, создававшей в свое время декорации знаменитого спектакля МХТ. Коженкова является автором сценографии и костюмов более чем к 400 спектаклям разных жанров, поставленным в России и за рубежом.
Новую работу Марка Розовского ни в коей мере нельзя назвать повторением легендарной постановки. Знатоки театра смогут увидеть, насколько отличаются два «Амадея», между постановками которых лежат 37 лет. Не существует более страны, в которой был поставлен первый спектакль. Жизнь стала более динамичной, прагматичной, жесткой. Кажется, подверглась изменениям вся шкала жизненных ценностей. И сегодня задача режиссера-постановщика – обратить внимание зрителей на неизменность понятий добра и зла, показать современный взгляд на вечный конфликт моцартианства и сальеризма. Вопросы, которые ставит перед зрителями спектакль, актуальны и важны для людей всех возрастов, особенно для молодежи, выбирающей свой жизненный путь.
Одним из главных героев постановки является музыка, которая станет весомым аргументом в споре посредственности и гениальности. Можно будет услышать произведения и Моцарта, и Сальери! В масштабном музыкальном спектакле занята значительная часть труппы театра. В роли Сальери выступит ведущий актер театра «У Никитских ворот», заслуженный артист РФ Александр Масалов.
О.П. Табаков впервые вышел на подмостки прославленного МХТ именно в роли Сальери, и его появление оказалось судьбоносным. Более 30 лет Олег Табаков бессменно блистал в роли Сальери на сцене театра, художественным руководителем которого и стал впоследствии. Образ, созданный актером, без сомнения, вошел в «золотой фонд» российского театра. 12 марта в России вспоминают Олега Табакова. Премьера спектакля «Амадей» станет данью памяти великого артиста.
Марк Розовский о спектакле:
«Эта пьеса грандиозна своей темой и формой. Она не похожа на великий пушкинский текст – хотя бы потому, что маленькая трагедия Пушкина написана стихами и являет собой блистательную в своей простоте фантазию поэтического театра. Но «Амадей» — в русле пушкинского осознания моцартианства как абсолютной свободы духа.
Питер Шеффер – драматург ХХ века – и, конечно же, его право рассказать легенду о жизни и смерти Моцарта своими словами так же неоспоримо. Главное, что нам предстоит понять, — это то, что Моцарт в «Амадее» не есть подлинный, реально существовавший гений, а Моцарт глазами Сальери, то есть увиденный косым, искажающим взглядом завистника и негодяя.
Наш спектакль – это своеобразный Театр Сальери, со всеми вытекающими отсюда решениями: любимец Бога выглядит то наглецом, то грешником, потому что Сальери хочет, чтоб он так выглядел. Споря с Моцартом, Сальери страдает, но мы сострадаем не ему, а Амадею.
Моцартианство – это способ жить и творить.
Сальеризм – способ творить без жизни.
Мощь полетного искусства Моцарта в его беззащитности перед злом, в пренебрежении карьерой. Моцарт – это свобода с ее неуправляемостью и неуемностью, алогичностью и искрометностью созидания.
Художник и Бог, Художник и власть, Художник и безликие. Художник и слава… Как жить творцу, если жить не на что? Как веселье и праздник, сочность и чувственность жизни превращают «гуляку праздного» в автора «Реквиема»?
Вся прелесть Моцарта в его «anima allegra» — то есть в состоянии «внутреннего ликования» (термин комедии «дель арте»), позволяющем импровизировать музыку жизни и любви к ней.
Лично я жизнь люблю больше, чем искусство. В том числе свое.
Советую вам того же.
Только в этом случае мы станем чуточку Моцартом.
И только в этом случае мы перестанем быть Сальери. Полностью».