
26 февраля в 19:00 в Концертном зале им.П.И.Чайковского в программе именного абонемента «Московский государственный академический симфонический оркестр» прозвучат произведения трех великих композиторов эпохи романтизма:
Вебер — Увертюра к опере «Эврианта»
Лист — Концерт для фортепиано с оркестром №1
Вагнер – де Влигер
«Кольцо, оркестровое приключение» по тетралогии «Кольцо нибелунгов»
Опера «Эврианта» — романтическая опера Карла Марии фон Вебера, либретто которой основано на средневековой французской повести «История Жерара де Невера и прекрасной и добродетельной Эврианты Савойской, его милой». Сюжет, положенный в основу оперы, был использован Шекспиром в «Цимбелине», а до него — Боккаччо в одной из новелл «Декамерона». Премьера оперы прошла в 1823 г. в Вене и в 1840 г. в Санкт-Петербурге. «Эврианта» – история сентиментально-романтической любви, — представляет собой грань между старой и новой оперой, пролог к будущим музыкальным драмам Рихарда Вагнера.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа – одно из наиболее часто исполняемых произведений мировой пианистической литературы.
«Я придаю фортепиано очень большое значение, – писал Лист. – Оно занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено. Этим значением и популярностью оно обязано исключительно своей гармонической полноте, а вследствие этого и способности охватывать и концентрировать все музыкальное искусство».
Композитор вынашивал замысел Концерта в течение 19 лет. Форма концерта не традиционна: он состоит из одной части и четырех разделов, исполняющихся без перерыва. Премьера Концерта прошла в Веймаре в 1855 г. в исполнении самого автора, дирижером был Гектор Берлиоз. В программе 26 февраля Концерт Листа исполнит пианист Джордж Харлионо.
Пианист Джордж Харлионо: «Я имел удовольствие выступать в Концертном зале имени Чайковского в конце 2023 г. Это — прекрасный зал, как для исполнителей, так и для слушателей. Несмотря на размеры, здесь царит удивительно интимная атмосфера. Акустика здесь исключительная, и для меня большая честь выступать в зале с такой престижной историей. Мне очень понравилось мое предыдущее выступление в Концертном зале и.П.И.Чайковского, и я с нетерпением жду своего следующего концерта – на этот раз с МГАСО.
Ференц Лист — композитор, которым я глубоко восхищаюсь. Его музыка написана с таким пианистическим мастерством, а мелодика полна такого изящества! Первый концерт Листа имеет для меня особое значение. В моей карьере это был второй концерт для фортепиано с оркестром, который я когда-либо исполнял на публике, так что я посвятил Концерту Листа очень много времени. Это музыкальное произведение наполнено вечной юностью, а также драматизмом и театральностью.
Я несколько раз исполнял Первый концерт Листа, впервые, когда мне было 12 лет. Один особенно запоминающийся концерт состоялся в Чикаго. У меня было дневное выступление перед вечерним концертом легендарной пианистки Мицуко Утида, и я воспользовался ее гримеркой. После моего выступления мы все вместе принялись искать ее пропавшие туфли! Я так и не знаю, нашлись туфли Мицуко или ей пришлось спешно покупать новые. В 2022 г. я исполнял Первый концерт Листа во Франкфурте с немецким маэстро Себастьяном Вайгле.»
Более четверти века Рихард Вагнер посвятил работе над тетралогией «Кольцо нибелунга» — циклом из четырёх эпических опер, основанных на германской мифологии, исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах». В цикл вошли оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Многие увертюры и фрагменты из опер Вагнера впоследствии обрели самостоятельную жизнь на концертной сцене.
Дирижер Димитрис Ботинис: «Музыка Вагнера представляла для меня огромный интерес еще с юности. “Кольцо, оркестровое приключение” — так назвал Хэнк Де Влигер свою оркестровую версию великой тетралогии Вагнера. Эта версия представляет собой увлекательное путешествие по самым характерным и узнаваемым эпизодам гениального цикла. Из всех подобных попыток, данный вариант обладает особым динамичным развитием, которое способствует цельному восприятию.».
В программе 26 февраля прозвучит «Кольцо, оркестровое приключение» – переложение самых известных тем тетралогии, созданное в XX в. нидерландским перкуссионистом и композитором Хенком де Влигером. Хотя изначально многие критики восприняли оркестровое приключение де Влигера как настоящую авантюру, оно заняло свое место в репертуаре ведущих оркестров мира, так как позволяет в краткой форме насладиться основными мотивами тетралогии Вагнера, на исполнении которой в полном авторском варианте нужно несколько дней.