Кинодива 1960-х Моника Витти, которую называли «музой Микеланджело Антониони», как-то сказала в одном из интервью: «Очень трудно играть роль, в которой не нужно ничего говорить, нельзя выражать – только думать, и все должно читаться во взгляде.» Развитие образов в картинах Антониони критики сравнивали с проявкой фотографии: действие разворачивается не спеша, тягуче и завораживающе.
Если вы — адепт классика итальянского кинематографа и любитель психологических драм, то «Неизбранные дороги» режиссера, сценариста и композитора Салли Поттер займут почетное место в вашей коллекции фильмов, в личном кабинете на одной из VOD-платформ. Картина вышла в России сразу на «цифре», минуя кинотеатральный прокат из-за сложившейся ситуации с пандемией коронавируса.
Если вы помните, у Макса Фриша есть культовая пьеса «Вам позволено переиграть», в которой герою дают возможность по-новому прожить свою жизнь. Салли Поттер придумала еще более интересный сюжетный ход, когда главный герой Лео в исполнении Хавьера Бардема не просто избирает свой жизненный путь, а, находясь в одной реальности, одновременно проживает жизни еще в двух. Зритель волен отдать предпочтение тому варианту развития событий, который ему более по душе.
Перед Поттер стояла непростая задача создать увлекательную историю, происходящую в рамках всего одних суток. При этом Салли выступает сразу в трех ипостасях – сценариста, режиссера и композитора, что в понимании зарубежных кинокритиков присваивает ей эпитет ‘multi-hyphenate’, то есть «много-дефисный». В киноиндустрии это — словечко, которым награждают творцов, делающих сразу несколько работ в проекте. Со всеми тремя задачами Поттер справилась блестяще: из написанного ей сценария выросло интересное режиссерское решение, а музыка органично вплелась в фактуру картины.
Для самой Поттер тема ментального расстройства — очень личная, так как ее младшему брату поставили диагноз фронтотемпоральной деменции, от которой он впоследствии скончался. В процессе работы над ролью Бардему пришлось серьезно изучить это психическое расстройство и даже консультироваться у практикующих специалистов и сиделок.
Сценарий заинтересовал Бардема, хотя и заставил понервничать:
«Я хорошо прочувствовал историю. Было страшновато, но с другой стороны такие роли – подарок для актера. Сыграть сразу несколько разных характеров, собранных в одном человеке, – серьезное испытание. Кроме того, это огромный риск. Но с другой стороны, и награда соответствующая. Появляется возможность обратиться к аудитории, предложить зрителю задуматься, что было бы с ним, если бы он сделал иной выбор? Очень интересно работать над ролью, которая должна не только развлекать зрителя, но и обладает интерактивными свойствами. Это несложно, когда имеешь дело со столь качественным материалом, как сценарий фильма «Неизбранные дороги».
Образы Бардема – в частности – романтический любовник из «Вики Кристина Барселона» и обаятельный злодей планетарного масштаба из «007: Координаты «Скайфолл» — нейтрализуются очень правдоподобной игрой актера и образом старика с пораженными деменцией участками мозга, развалины, которая не в силах сдержать мочеиспускание. Сальма Хайек, чья демоническая стриптизерша в «От заката до рассвета» стала символом поколения 1990-х и неувядающей молодости, превращается в мексиканскую старуху. Как и зажигательная Ида – Бранка Катич из культовой комедии «Черная кошка, белый кот» Эмира Кустурицы становится согбенной сиделкой в летах. Увидев любимых киногероев молодости в таком пошарпанном виде, невольно задумываешься о том, сколько же тебе самому лет. Самая тяжелая ноша досталась Эль Фаннинг: в роли заботливой дочери она показывает весь спектр драматической игры. Ее роль вызывает эмпатию не только тем, как трогательно она ухаживает за больным отцом с помутненным рассудком, но и моментом, когда открывается, какой груз собственных проблем она несет.
В картине присутствуют и нотки кафкианства, и определенная доля экзистенциализма. Зритель, привыкший к бесконечной гонке действия и набегающим волнам саспенса, скорее всего переключится на другой фильм. «Неизбранные дороги» — кино для избранного круга синефилов: эту ленту нужно вдумчиво смаковать, смотреть несколько раз, задумываться о мировосприятии героя.
Салли Поттер при помощи оператора Робби Райна удалось создать несколько очень сильных сцен – и мексиканский день мертвых на кладбище, куда Лео приходит в одной из реальностей, и сцену ухода Лео на хлипкой лодчонке на греческом острове. Сцена с явными аллюзиями к Хеминуэю не оставит вас равнодушным.
Пребывая на карантине, посмотрите картину Поттер. После тесной квартирки Лео с железнодорожными составами, проходящими крупным планом в метре от окна, ваше собственное пространство для самоизоляции с порядком поднадоевшими домочадцами, покажется вам самым уютным местом во Вселенной!
Дистрибьютор — кинокомпания «Вольга»