C 22 июня по 20 августа 2023 года в Зеленом фойе МХТ им. Чехова (Камергерский пер., 3) пройдет выставка «Раскрывая замысел». Совместный выставочный проект Музея МХАТ и Школы-студии МХАТ посвящён театральным профессиям и объединяет студенческие работы и музейные экспонаты. Театр, Музей и Школа-студия — три исторически связанные общей идеей институции, функционирующие по задумке их основателей как сообщающиеся сосуды.
Связь между игрой и оформлением, единство всех средств воздействия отличали спектакли МХТ с первых дней его существования. Созвучие позы, речи, цвета, звука, жеста, движения, один общий, определяющий их темп, ритм, музыкальное сопровождение — вот то новое, что принёс в начале XX века драматической сцене новый московский театр.
Сила театрально-декорационного искусства с первых спектаклей МХТ состояла в том, что режиссёр и художник совместно проделывали сложнейшую работу, организуя жизненный материал и создавая композиционное решение спектакля.
При этом Станиславский и Немирович-Данченко постоянно находились в поисках новых постановочных приёмов для передачи глубоких человеческих переживаний. Для усиления изобразительных возможностей сцены они разрабатывали вопросы декорационного оформления и постановочной техники, изучали различные эффекты освещения.
Оформлением спектаклей для МХТ занимались талантливые театральные художники, а основанный в 1943 году Постановочный факультет Школы-студии МХАТ стал первым в мировой истории учебным центром подготовки театральных художников-технологов.
Отделение «Художник-технолог сценического костюма» было открыто в Школе-студии МХАТ в 1989 году, а в 2005 году оно преобразовалось в кафедру сценического костюма, где выпускались как художники по сценическому костюму так и художники-технологи. Сегодня, по прошествии лет, можно с уверенностью сказать, что кафедра готовит первоклассных специалистов. Эта профессия подразумевает знание истории костюма, умение разбираться в тканях, умение работать с цветом, формой и фактурой. Студенты детально изучают конструирование и производство предметов одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров определенного периода и знают много хитростей, помогающих соединить свои знания с умением ремесленника и художника.
Студенты постигают азы профессии, макетируя костюм в натуральную величину, создавая его фактурное решение, придумывая технологию изготовления, рассчитывая сметы. Освоение всех театральных технологий, позволяющих изготавливать, реконструировать, имитировать все что угодно от перьев и меха до драгоценных вышивок и кружева, впервые стало систематизировано. Пристальное внимание к историческому и современному крою, умение чувствовать ткань или иной материал позволяет воплотить плоскость эскиза в объем живого костюма, представить его жизнь в пространстве декорации, взаимодействии с пластикой актера, волшебную трансформацию в театральном освещении.
Евгения Охременко подготовила проект по спектаклю “Синяя птица», Александра Маркова — по спектаклю “Смерч”, Анна Панникова — по театру Кабуки, а Андрей Калашников представит проект по пьесе “Пигмалион”.
Результаты всех поисков и достижений театра в области театрально-декорационного искусства бережно коллекционировались и хранятся ныне в фондах Музея МХАТ, служа источником вдохновения и переосмысления новым поколением студентов Школы-студии.
Каждый дипломный проект студентов-выпускников Школы-студии перекликается с предметами из фондов Музея МХАТ, среди которых эскизы, фотографии, а также элементы костюмов.