
Фильм Пелевин в прокате
Вернувшись ночью в редакцию после премьерного показа фильма «Пелевин», редактор вошла в «пелевинскую» комнату (минимум мебели, много книг).
Сняла с полки потрепанный томик «Generation П» весь испещренный пометками…
Сейчас в прокате – байопик «Пелевин», фильм о персоне, снятый без персоны, который, конечно, гораздо интереснее, чем могла бы быть официальная кинобиография писателя Виктора Пелевина. Хорошо, что в картине нет ни самого Пелевина «живьем» с подходящими по случаю 60-летия трюизмами, ни традиционных родственников, которым дали слово, ни протокольных «соратников по слову».
Режиссёр фильма Родион Чепель проделал титаническую работу по поиску тех, кто когда-либо общался с Пелевиным, вычленению из многочасовых интервью не фактологии, нет, — ярких образов.
Среди спикеров — друг детства Евгений Петренко (подкарауливали с 13-летним Пелевиным поливальную машину и вместе перепрыгивали через струю), главный редактор журнала «Литературное обозрение» Виктор Куллэ (прошли несколько лет Литинститута, и вообще, книгочеи со стажем), художник и музыкант Гермес Зайготт (похожий на прототип Гиреева из «Generation П»), главный редактор VOGUE Russia Алёна Долецкая (с помощью женской хитрости, суши и саке сумела «развести» Пелевина на одно-единственное официальное интервью с фотосъемкой), а также: бывший редактор писателя Ольга Аминова, литературный критик Галина Юзефович, китаист Бронислав Виногродский, Ветеран ФСО России и член военной группы Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации Игорь Чечеткин, создатель компьютерной программы Punto Switcher Сергей Москалёв.
Тут хочется заметить: «общество, как вы видите, небольшое, смешанное и бесхитростное». Чепель раскопал неканоническую фотографию Михаила Афанасьевича в ушанке и такую же неканоническую фотоушаночность Виктора Олеговича, совместив их в едином коллаже, из чего выходит, что сущности — родственные.
Полноправным действующим лицом в фильме является анимация, созданная студией «Жи-Ши» (присмотримся к продакшну повнимательнее). Анимация от «Жи-Ши» вызывает искренне восхищение – при кажущейся эклектике она — стильная, и очень смешная. Режиссер доверил аниматорам создание всего мюнхгаузеновско-пелевинского неправдоподобия вроде троллейбуса-киборга, паутины из иероглифов, поляны с мухоморами и самое главное – легендарного пелевинского каратистского прыжка через рояль. Якобы у одного из друзей сохранилось фото, на котором Пелевин в позе йоку-гири перепрыгивает через рояль. На рояле играет девочка в советской школьной форме. Согласитесь, образ отличный! Тот случай, когда неокортекс шепчет: «Этого не может быть», а правое полушарие отвечает: «Да, не может быть, но образ-то — отличный!» Студия «Жи-Ши» визуализировала сей момент, который имеет шанс стать сетевым-мемом-миллионником.
В построении сюжета фильм «Пелевин» – достаточно традиционный для духоподъемного кино, которое в редакции «Новостей премьер» просто обожают. До первого тиража в 162 000 экземпляров романа, славы, почитания и появления сонма подражателей Пелевин прошел путь во многом схожий с биографией Вавилена Татарского – культового персонажа для всех профессионалов, интегрированных в мир медиа и рекламы. Путь выживания на нищенскую зарплату, фарцевания нэцкэ из эпоксидной смолы, странных халтур и постоянного поиска иного взгляда на реальность.
Во время просмотра фильма одолевали флэшбэки: мы тоже читали статьи Пелевина в журнале «Наука и религия» в конце 1980-х, еще не осознавая, что это – будущий Пелевин. Так ли много людей вчитывается в имя автора журнальной статьи? Точно так же как позднее читали Кастанеду в редактуре Пелевина. Да, и у нас тоже в 1990-е были странные друзья вроде Гиреева-Зайготта. Некоторые из них вписались в новую парадигму бытия, некоторые и в жизнь-то не вписались, шагнув в вечность. А дальше наше любимое – «Для того, чтобы искренне верить в вечность, надо было, чтобы эту веру разделяли другие, – потому что вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией.»
Сам Пелевин, если верить фильму, – мощнейший медиум, слышит мессаджи параллельных миров, консервирует лето на Карадаге, предпочитает молчание ненужному потоку бессвязной информации в Сети.
Было бы очень интересно узнать, что думает сам Пелевин, посмотрев байопик о себе. Скорее всего – ничего не думает. Молчит.
Редактор «Новостей премьер» могла бы поспорить с авторами фильма о том, что все хотят знать, как выглядит и где живет Пелевин. Будучи большой любительницей книг Пелевина (для меня Пелевин – один из проводников на креативной стезе), никогда не задумывалась, о том, как выглядит Пелевин, и вообще о жизни писателя вне написанного им текста. Наверно потому, что в случае с интересной литературой, ты настолько насыщаешься теми мирами, которые создал их творец, что бытовуха (ел-гречку-на-завтрак-откисаю-в-Тайланде-ушел-на-шоппинг) совершенно не интересует, в отличие от писанины сотен бездарей, наполнивших книжные полки своими одноминутными супертленками и компенсирующих отсутствие толики писательского таланта обилием подписчиков в соцсетях и самовлезанием в спикеры по каждому поводу.
Какое счастье, что Пелевин не ведет соцсетей! Мы не знаем, что и где он ел на завтрак! Пусть выпускает по книге в год, и не замусоривает свои удивительные миры постами в соцсетях!
Теперь, после выхода в прокат фильма, все (включая нашу редакцию) знают, как выглядит Пелевин. Многие начнут фотоохоту на писателя, по крайней мере в пределах Северного Чертаново, где он незаметно обитал до этого.
Обещаем, если когда-нибудь встретим Виктора Олеговича, никогда не будем охотиться на него с камерой, и вообще постараемся не заметить человека в темных очках. Потому что Пелевин для нас – прежде всего гениальный текст, а о том, что и где он ел на завтрак, мы не задумываемся.
Лучше восполним пробелы на книжной полке, купим пропущенные из-за постоянного цейтнота книги Пелевина. Фильм Родиона Чепеля стоит пересмотреть месяца через три-четыре . Конечно же, ставим его в ряд любимых байопиков «Новостей премьер».
Фильм производства кинокомпании «Амурские волны» и KION приурочен к 60-летию писателя.
Фильм выходит на экраны в рамках проекта «Страна.DOC», развивающего кинотеатральный прокат российского документального кино.
Светлана Мурси