120 лет Большому залу консерватории

Большой зал Московской консерватории отмечает 120-летие

7 апреля в 19.00 в Большом зале Московской консерватории пройдет торжественный концерт, посвященный 120-летию легендарной концертной площадки. Число выбрано неслучайно: именно в этот день в 1901 году состоялось открытие нового великолепного концертного зала, подобных которому не было тогда в России. «Пожелаем же нашему залу служить на славу родного искусства. Отныне музыка в нашей столице имеет приют, представляющий исключительные удобства для исполнения образцовых произведений музыкального творчества и тех великих созданий человеческого гения, исполнение которых до сих пор было недоступно», — сказал в своем приветствии директор консерватории Василий Сафонов, благодаря энергии которого осуществился этот грандиозный строительный проект.

Слова его стали своеобразным пророчеством и охранной грамотой, и теперь Большой зал по-прежнему поражает великолепием своего убранства, атмосферой храма искусства и великолепной акустикой.

В программе концерта прозвучат сочинения Петра Ильича Чайковского, первого профессора Московской консерватории, чье имя теперь она носит. В этот вечер за пульт Симфонического оркестра Московской консерватории встанет народный артист России, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования МГК, руководитель Госкапеллы России Валерий Полянский.

Музыка Петра Ильича Чайковского занимает особую страницу в биографии Валерия Полянского, сопровождая его на протяжении всего творческого пути. По признанию дирижера, «открытие» гения Чайковского, осознание его значимости случилось в конце 1950-х, когда в руки попала пластинка с записью Первого фортепианного концерта, где солировал Ван Клиберн. Также среди запоминающихся событий юности — постановка балета «Щелкунчик» в Большом театре, музыкальным руководителем который был Геннадий Рождественский, один из будущих наставников Валерия Полянского.

На сегодняшний день Госкапеллой сыгран и записан почти весь оркестровый и хоровой Чайковский: увертюры, все симфонии, включая «Манфреда», кантата «Москва», «Литургия Иоанна Златоуста»… Именно интерпретация «Ромео и Джульетты» открыла Полянскому двери на престижную звукозаписывающую фирму «Chandos». Британский менеджер, прослушав присланную демо-версию увертюры-фантазии, не поскупился на поздравления и комплименты и пригласил российского музыканта сотрудничать. В результате было записано 80 компакт-дисков (!), в том числе и с музыкой Чайковского. Не это ли — высочайшее признание артистической деятельности маэстро!

На вопрос: «Какая из симфоний самая любимая», дирижер не дает прямого ответа. «Все замечательные, но каждая — по-своему. Они требуют разной физической и эмоциональной отдачи». «Чайковский для меня — самый трудный композитор, — неоднократно подчеркивает Полянский. — В любом его сочинении всегда присутствует второй план, неочевидный, но крайне важный. Я бы вспомнил метафору о “загадочной русской душе”, с ее метаниями, томлением о несбыточном идеале. Если удается при интерпретации выявить его, расслышать подтекст, сокрытый в музыке, то тогда лишь считаю, что исполнение получилось».

В этот вечер прозвучит Четвертая симфония и Первый фортепианный концерт Чайковского, где вместе с прославленным дирижером в качестве солиста выступит заслуженный артист РФ, декан фортепианного факультета МГК Андрей Писарев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *