Искусство триллера во многом зависит от умения режиссера производить пугающий эффект лапидарными средствами. В отличие от натурализма фильма ужасов — потоков крови и сонмов монстров, — при просмотре триллера зал вздрагивает от скрипа половицы и погружается в саспенс от звукового эффекта даже когда в кадре ничего страшного не происходит.
Blumhouse Productions – один из законодателей жанра, само название компании уже стало синонимом добротного триллера.
Австралийский режиссер, сценарист и исполнительный продюсер Ли Уоннелл, известный по работе над картинами «Пила» и «Апгрейд»,добился признания как выдающийся деятель кино: журнал «Variety» включил его в список «10 лучших режиссеров» после выхода фильма «Астрал: Глава 3».
В то время как книжный персонаж Герберта Уэллса был ученым, которого погубило безумие, Уоннелла больше интересуют сами объекты одержимости миллионера Эдриана Гриффина. Во время встречи с продюсерами Blumhouse Productions Уоннелл вдруг подумал, что нужно перевернуть перспективу:
«Это пришло мне в голову совершенно внезапно … это было что-то вроде озарения, чистая импровизация. И я сказал тогда: “Если бы вам пришлось снимать фильм про Человека-невидимку, его следовало бы снимать с точки зрения его жертвы. Скажем, женщина спасается бегством от своего жестокого партнера среди ночи, а затем узнает, что он покончил с собой, но не верит этому до конца, особенно когда начинают происходить всякие странные вещи”».
В «Человеке-невидимке» задействован яркий актерский состав: Элизабет Мосс, Олдис Ходж, Сторм Рейд, Харриет Дайер, Майкл Дорман и Оливер Джексон-Коэн.
Выбор актрисы на роль главной героини не случаен: лауреат премии «Эмми» Элизабет Мосс признается, что обожает триллеры. В первых сценах «Человека-невидимки» невольно ловишь себя на мысли – чего такого особенного ученый-миллионер нашел в женщине средних лет спорной внешности и явно не претендующей на роль сексапильной спутницы богача. Но в процессе развития действия Мосс превосходно отыгрывает роль человека, страдающего от затяжного психического расстройства. Сюжетные линии в картине две: взаимоотношения Сесилии с Эдрианом и взаимоотношения главной героини с окружающими, которые видят в Сесилии не только женщину с психическим расстройством, но и непосредственную угрозу для себя и близких.
Хотим отметить актерскую работу Сторм Рейд в роли Сидни. Юная актриса снимается в кино с 9 лет и получила широкую известность после выхода экранизации знаменитого детского романа «Трещина во времени» режиссера Авы Дюверней, в котором Сторм сыграла главную роль Мег. Рейд остается одной из самых востребованных молодых актрис Голливуда.
Сидни – самый позитивный персонаж «Человека-невидимки», именно у нее есть блестящее и полное студенческих радостей будущее, которого нет ни у одного из других героев фильма: одинокого миллионера-маньяка Эдриана (Оливер Джексон-Коэн), его брата-марионетки Тома (Майкл Дорман), отца Сидни Джеймса (Олдис Ходж) и сестры Сесилии Эмили (Харриет Дайер).
«Человек-невидимка» выделяется из ряда триллеров превосходной работой художника-постановщика Алекса Холмса. С первых кадров картины — особняка миллионера на обрыве, — Холмс создает неуютный и футуристичный мир. Спальня с панорамными окнами, выходящими на бушующий океан, – не самое комфортабельное место для гармоничного проживания. Особняк подавляет гигантоманией. Кажется, что кто-то наблюдает за спящими героями сквозь пустоту огромных окон. Резиденцию Эдриана снимали в четырех разных локациях. В одной из них даже достраивали отсутствующую бетонную стену, через которую перелезает Сесилия во время побега.
В противовес миру миллионера-маньяка — дом Джеймса и Сидни – крошечное, безопасное гнездышко, в котором Сесилия может оправиться от насилия, с которым ей пришлось столкнуться.
Внутренний раздрай главной героини передает и повторяющаяся несколько раз панорама моста Золотые ворота в Сан-Франциско – одного из излюбленных мест самоубийц.
Что касается технологии костюма Человека-невидимки, с помощью которого Эдриан становится невидимым, то создатели фильма забросили идею ученым, которые решили, что подобное будет возможным в реальности через пару десятков лет.
В картине мы видим блестящую работу оператора Стефана Душьо не только в создании динамичной картинки, но и в съемке того, чего нет. С помощью продюсеров визуальных эффектов Душьо справился с непростой задачей показать пустоту по-настоящему страшной:
«Мы снимали пустые пространства, давая камере возможность подолгу задерживаться на обычных, ничем не примечательных деталях комнаты, чтобы у кинозрителя возникало желание самостоятельно найти для них какую-то скрытую от других зловещую интерпретацию. Мы также весьма нестандартно вводили Сесилию в кадр, намекая зрителю на то, что кто-то еще может скрываться в негативном пространстве кадра».
Для работы на сценой побега и преследований создатели фильма пригласили координатора трюков Гарри Даканалиса, имеющего уникальный, более чем тридцатилетний опыт работы в этой области и начавшего свою карьеру с «Матрицы» Вачовски.
«Человек-невидимка» отражает дух времени 2020-х, в котором женщина становится сильнее мужчин. Героине удается противостоять маньяку даже в том случае, когда все обстоятельства против нее. В отличие от героинь-жертв в других классических триллерах Альфреда Хичхока и Элио Петри, образ Сесилии наиболее близок Венди Торренс из классики жанра – «Сияния» Стенли Кубрика, — для которой противостояние заканчивается успешно.
Производство — Blumhouse/Goalpost совместно с Nervous Tick Productions
Дистрибьютор — Universal Pictures Russia