30 декабря 2021 г. в прокат выходит драма «Чемпион мира» режиссёра и автора сценария Алексея Сидорова.
В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов, Виктор Сухоруков, Диана Пожарская, Антон Богданов, Михаил Тройник.
Картина выходит на экраны при партнерстве «Авторадио».
Некоторые победы в спорте – больше, чем спорт. Они становятся частью истории.
Этот фильм — о самом драматичном и легендарном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул – гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшем из СССР за несколько лет до этого матча.
Схватка выдающихся шахматистов – прежде всего поединок характеров. Против юного гения, едва взлетевшего на шахматный Олимп, вундеркинда и идеалиста – закаленный боец, одержимый и непредсказуемый, готовый сражаться любым оружием: шахматы для него – война. Виртуозная игра, максимальная психологическая напряженность и личное, человеческое противостояние двух сильнейших шахматистов планеты. Цена победы в этом матче неизмеримо высока.
Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария:
Я стал задумываться об этом матче, об этой истории, когда мне было 10 лет. Я застал этот поединок. Это была уникальная атмосфера, когда шахматные сводки с Филиппин разносились по всему Советскому Союзу. Конечно, по политическим причинам о матче говорили вполголоса, но я знал, что происходит что-то важное, и еще, помню, фамилия «Корчной» казалась мне злой по звучанию. Я сам немного играл в шахматы с папой, и этот матч, конечно, стимулировал интерес. Спустя 20 лет я вернулся к этой идее, это было сразу после «Бригады», в начале 2000-х. Мне тогда казалось правильным выйти на какой-то новый режиссерский уровень. Я походил с этой задумкой и отложил материал — не мог понять, как сделать шахматы интересными массовому зрителю. Не мог найти ключа, пытался даже зайти со стороны фэнтези. Спустя 10 лет я снова вернулся к этой истории, даже начал делать какие-то наброски сценария, но все равно остановился, потому что опасался, что побег Корчного перевесит в сюжете, а я не хотел делать Виктора Львовича главным героем. Главным должно было быть противостояние героев и мировоззрений. И я искал баланс, не хотел делать пропаганду. После «Т-34» Леонид Эмильевич Верещагин спросил, есть ли у меня идеи будущих фильмов. Я рассказал про эту идею, которая не давала мне покоя многие годы. И буквально на следующий день все было запущено: организовали встречу с Карповым, я начал писать. То есть после 30-летней паузы все завертелось в один день! Это очень странные ощущения, конечно.
Писать сценарий, не будучи шахматистом, было очень тяжело, не скрою. Я имею представление об игре, но я даже не разрядник. А первое, что спросил у меня Анатолий Евгеньевич Карпов: «Вы играете?» Я ответил, что посредственно, и он немного расстроился, хотя виду не показал. Мы решили, что я буду набирать знания. В итоге я прочитал очень много автобиографического материала: книги Карпова, Корчного, много шахматной литературы. Это было очень тяжело, потому что с нуля въехать в эту вселенную невероятно сложно. Это требует предельной концентрации и волевого усилия. Надеюсь, что все эти усилия чувствуются в фильме и что нам удалось передать ощущение этого колоссального груза собственного интеллекта, который шахматисты несут на себе.
Иван Янковский, исполнитель роли Анатолия Карпова
О том матче я почти ничего не знал, пришлось изучать. Мы встречались с Анатолием Евгеньевичем, проговорили полтора часа. Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности — очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «спецагентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия.
Меня поразила любовь Анатолия Евгеньевича к игре. Причем, как рассказал гроссмейстер Даниил Дубов, Карпов не только в шахматы любит играть, но и в биллиард, и даже в «шарики» на планшете. Страсть к игре, воля к победе — это очень важное качество настоящего чемпиона. И, безусловно, умение правильно расставить приоритеты, разграничить игру и жизнь. Когда ты точно понимаешь, ради чего ты живешь, а что остается игрой, тогда тебе легче принимать решения и выбирать правильное направление.
Не секрет, что Карпов выиграл, но какими усилиями! Он очень сильно похудел, у него сдавали нервы, он путал реальность и сон. Не знаю, согласится ли Анатолий Евгеньевич, но тот матч, то, каким мы пытались воссоздать его в картине, — это суровое испытание.
Константин Хабенский, исполнитель роли Виктора Корчного
Виктор Корчной в моем представлении — человек, одержимый игрой. Такие люди чуть шире государственных границ. Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны. И не потому, что они становились предателями, а потому, что им мало было пространства для реализации собственного таланта. И здесь подобная история: мало пространства для реализации себя в шахматах. Человек мыслил себя не территориальными категориями, а большой игрой. При этом во главе угла для него сама игра, не результат.
Владимир Вдовиченков, исполнитель роли Градова
До съемок я знал, что был такой матч. Но больше все-таки мне была знакома история противостояния Карпова и Каспарова. Что всегда поражало в шахматистах — это, например, их способность одновременно играть по памяти с огромным количеством соперников, а потом, уходя, допустим, портфель забыть. С присказкой «ой, памяти совсем нет». Это, конечно, феноменальные люди. Совершенно особая плеяда спортсменов.
Антон Богданов, исполнитель роли Василия Брыкина
Про эту историю ничего не знал, но это оказалось очень интересным! Знал только Карпова. Причем буквально через несколько дней после первого разговора с режиссером я встретил Карпова на торжественном приеме в Москве. Я к нему подошел и сказал, что буду играть Василия Брыкина. Мы поговорили про персонажа. Про Корчного я даже не слышал, к своему стыду. Хотя знаю про других наших прославленных гроссмейстеров.
Оператор: Михаил Милашин
Художник-постановщик: Сергей Агин
Художник по костюмам: Ульяна Полянская
Производство: Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, телеканал «Россия 1», кинокомпания «Централ Партнершип», при поддержке Фонда кино
Дистрибьютор: «Централ Партнершип»
Еще больше подробностей можно узнать на avtoradio.ru, в эфире и в официальных аккаунтах «Авторадио».