Как на театральной сцене показать размах императорского дворца, блеск венского двора, забавы завсегдатаев Шёнбрунна и самое главное — извечный спор непрактичного гения с умудренным борьбой за выживание ремесленником?
Это возможно, когда за дело берется мэтр режиссуры Марк Розовский. Воображение зрителей дорисовывает недостающие дворцовые анфилады, несуществующий оркестр и даже эзотерические видения, посещающие главного героя.
В пьесе Питера Шеффера не так много исторической правды. Драматург за ней не гнался: правда сценическая для него важнее. Для самого Шеффера создание «Амадея» стало звездным часом: по пьесе был написан сценарий одноименного фильма, снятого Милошем Форманом, а сценарист стал обладателем «Золотого глобуса» и премии «Оскар».
Первая постановка «Амадея» Марка Розовского была также судьбоносной для режиссера. Имя молодого театрального деятеля оказалось на афишах МХТ им.А.П.Чехова. Розовскому удалось помирить Олега Ефремова с Олегом Табаковым. Табаков блистал в роли Антонио Сальери, и на спектакли в 1980-х старалась попасть вся театральная Москва.
В то же время Розовский написал объявление о наборе в театральную студию. Позднее студийцы стали актерским костяком театра «У Никитских ворот».
Различие между двумя постановками – в их создателе. Окруженный первыми единомышленниками режиссер Марк Розовский образца 1983 года, с трепетом ступивший на священную сцену Художественного театра, и Марк Григорьевич Розовский 2020 года – создатель и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» с почти 40-летней историей, историей выстраданной, наполненной разнообразным репертуаром, в том числе и авторским, созданным самим Розовским.
Для тех, кто хочет заниматься компаративистикой постановки в театре и кино – редакции «Новостей премьер» спектакль Розовского нравится больше картины Формана. Тончайшие нюансы переживаний передает игра Александра Масалова в роли Сальери. Что же касается двух исполнителей роли Моцарта – Никиты Заболотного и Игоря Скрипко – оба прекрасны, хотя и различны. Скрипко берет красотой, столь востребованной на киноэкране, и играет Моцарта, полного трагизма. Заболотный блестяще отыгрывает дурашливость, выкрутасы так и не повзрослевшего ребенка, привыкшего к тому, что все насущные вопросы разруливает папа Леопольд. Кристина Айвазовская блистает в роли Констанции – недалекой жены гения, устанавливающей цены на рукописи нот в зависимости от количества израсходованных композитором чернил.
В постановке Розовского уникальны персонажи второго плана – император Иосиф II, суть жизни которого «праздники и фейрверки» (народный артист России Валерий Шейман), масон Барон Ван Свитен в исполнении главного комика театра «У Никитских ворот» Юрия Голубцова, гофмейстер Граф Фон Штрек (Александр Лукаш), директор императорского театра граф Орсини-Розенберг (Сергей Рожнов), певица Катарина Кавальери (Сандра Элиава).
Гения Моцарта при всей одаренности губит невоздержанный язык, неумение лавировать и нежелание замечать интересы окружающих его людей. На первом плане – сюжетная канва и взаимодействия героев, а на втором — события, которые вполне можно спроецировать на нынешний артистический мир. Канва пьесы весьма лапидарна – в ней нет перипетий с зальцбургским двором архиепископа и детального разбора отношений между Леопольдом и Вольфгангом. «Амадей» — взгляд Сальери на Моцарта, Сальери, заключившего, как ему казалось, выгодную сделку с Богом, а на деле — предавшего Бога и свет внутри себя.
Изящные декорации спектакля изготовлены в «Универсальной Театральной Компании» Ивана Шарко. В оформлении «Амалея» нет ничего лишнего, каждая деталь полностью отыгрывает свое присутствие на сцене. В особенности хорош расписной клавесин – реплика венского инструмента XVIII века.
В спектакле театра «У Никитских ворот» сохранена сценография и концепция костюмов, созданных для первой постановки Розовского в МХТ Аллой Коженковой. Костюмы изготовлены из настоящего бархата и парчи, что в наши дни — большая редкость на театральной сцене. Наряды героев производят незабываемое впечатление на зрителя аутентичностью покроя и цветовым решением. Над костюмами работала целая мастерская художников, и они определяют визуальную сторону спектакля.
Премьера спектакля «Амадей» прошла в театре «У Никитских ворот» в годовщину ухода из жизни О.П.Табакова. Постановка посвящена памяти выдающегося актера современности, народного артиста СССР .
ФОТОРЕПОРТАЖ «НОВОСТЕЙ ПРЕМЬЕР»:
[print_gllr id=1662]