"Яга. Кошмар темного леса" Святослава Подгаевского в прокате с 27 февраля - Новости премьер по всему миру
Яга Кошмар темного леса Святослава Подгаевского

27 февраля в российский прокат выходит хоррор Святослава Подгаевского «Яга.Кошмар темного леса».

В ролях: Олег Чугунов, Игорь Хрипунов, Светлана Устинова, Алексей Розин, Марьяна Спивак, Глаша Голубева, Артем Жигулин, Марта Тимофеева и другие.

Новая картина от российских мастеров хоррора, режиссера Святослава Подгаевского и продюсера Ивана Капитонова, переносит зрителей в жилой район новостроек, расположившийся рядом с лесом. Именно сюда переехал подросток Егор вместе с отцом, мачехой и маленькой сестренкой Варей. У Егора – переходный возраст, который делает все проблемы просто невыносимыми: он скучает по погибшей матери, ему нужно привыкать к новым одноклассникам, а местные хулиганы уже объявили ему войну.  Егор даже не знает, с кем поделиться своими опасениями по поводу появившейся в его доме таинственной и пугающей няни, пока в одно утро та не исчезает вместе с малышкой Варей. Но отец и мачеха не бьют тревогу: они даже не помнят, что у них была дочь… Егор хочет доказать всем, что он не сумасшедший: он должен во что бы то ни стало найти сестру и еще не догадывается, что ему предстоит бросить вызов зловещему древнему демону…

Режиссер Святослав Подгаевский и продюсер Иван Капитонов по праву считаются  самыми яркими представителями современного российского хоррора. Они – вместе и по отдельности – работали над самыми заметными российскими фильмами ужасов последних лет: «Пиковая дама. Черный обряд», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых», «Маршрут построен» и др.

«После «Пиковой дамы», которую мы сняли со Славой, к этому жанру в нашей стране стали системно обращаться и другие режиссеры и продюсеры, – говорит Иван Капитонов. – Кинематографисты осваивают хоррор, его каноны и приемы, на русской почве. Это круто. Зрители благодарны: с каждым годом аудитория все лояльнее относится к русским фильмам ужасов».

Подгаевский и Капитонов не только перенесли хоррор на российскую почву, они добились выдающихся для жанра коммерческих успехов. «Пиковая дама: Черный обряд» заработала в российском прокате 140 млн рублей, «Невеста» – почти 180 млн, картины были куплены для показа в кинотеатрах Мексики, Чили, Малайзии, Перу, Аргентины, Бразилии и других стран, а «Русалка. Озеро мертвых» стала третьим в истории российским фильмом по сборам за рубежом. Каждый новый фильм хоррор-дуэта с нетерпением ждут поклонники жанра по всему миру.

Успех фильмов Подгаевского и Капитонова объясняется тем, что они хотят не просто напугать зрителя, но и рассказать захватывающую и важную историю.

«Хоррор – жанр, в котором можно реализовать и драму, и мелодраму, и приключения, и детектив, – говорит продюсер Иван Капитонов. – Мы всегда снимаем о взаимоотношениях внутри семьи, о потерях, о вызове, о сомнениях героя, об онтологической уверенности или неуверенности в своем «я», а хоррор – это лишь жанровая форма, оболочка, которая позволяет в развлекательном ключе, создавая свойственные хоррору саспенс и атмосферу, рассказывать честные истории о людях, об их страданиях и мечтах».

…Давным-давно на границе нашего мира и
мира мертвых жила ведьма. Она похищала детей,
посылая за ними своих верных слуг навиев,
беспощадных людей-птиц. Навии заманивали
детей к ведьме в логово, где она пожирала
их души, и родители забывали своих детей,
будто их никогда и не было. Но один мальчик
с чистой и светлой душой смог справиться
с ведьмой и заточил ее в мире мертвых.
Но ведьма не сдалась и стала искать
того, кто поможет ей вернуться назад,
того, чья светлая душа станет чернее ночи,
того, кто может ходить между мирами,
того, кто однажды уже был мертвым.
Прошло много времени, и воспоминания
о той ведьме остались лишь в сказках.
Люди называют ее… Яга…

Подгаевский и Капитонов нашли собственную нишу: они не копируют западные хорроры, но развивают жанр в России самобытным путем. На протяжении уже нескольких лет кинематографисты исследуют славянский фольклор, черпая в нем вдохновение для своих картин.

«Нам интересна славянская мифология и демонические сущности из древних сказок. Вот, например, Баба-яга… В детстве всем о ней говорили, как о страшной бабке из сказок: у нее скрюченные пальцы, огромный нос, ступа и метла, живет она в лесу, в избе на курьих ножках. Мы углубились в изучение этого персонажа и увидели, что «страшная бабка» — это лишь первый слой, а глубже – сказания о древнем демоне с очень интересными мифологическими корнями»,– вспоминает Подгаевский. — Действительно, Яга – очень сложный и противоречивый персонаж, который эволюционировал в славянских верованиях. Мы пришли к самому древнему взгляду на Бабу-ягу как на демона, не имеющего облика. Первичное зло, которое не дремлет на границе мира живых и мира мертвых. Это то, во что верили наши предки изначально, а потом уже сказки и народные былины очеловечили зло, отчасти сделав его не таким страшным, как исходная хтоническая сущность».

В фольклоре говорилось, что Яга ворует детей и ест их, и кинематографистам нужно было придумать, как вписать эти верования в современную жизнь.

«На эту тему было много сценарных заявок, я обсуждал подобный сюжет со своими студентами в школе «Свободное кино», – вспоминает Капитонов. – Но только когда мы придумали историю про няню, то осознали, что у родителей действительно есть страх впустить в дом незнакомого человека и доверить этому человеку своих детей. Это же дико страшно! И это очень современный страх, все родители с ним сталкивались, когда приглашали в свой дом няню. К тому же это архетипичный страх, первобытный – страх потерять своего ребенка, которого в буквальном смысле могут сожрать твои же соплеменники».

Сыграть няню и современное воплощение образа Яги была приглашена актриса Светлана Устинова.

«Света Устинова –замечательная актриса, – говорит Святослав Подгаевский. – Она очень серьезно относится к своей профессии и открыта для экспериментов, она ничего не боится, поэтому к роли в нашем фильме она отнеслась с большим энтузиазмом. Мы очень хотели, чтобы зло в картине выглядело привлекательно, и нужно было найти такую актрису, которая сможет воплотить в образе одновременно и опасность, и сексуальность. Свете удалось это с присущим ей мощным темпераментом и энергией».

Светлане Устиновой не в новинку работа в хоррорах: несколько лет назад она снялась в фильме ужасов «Маршрут построен» продюсера Ивана Капитонова. Для актрисы ленты этого жанра – возможность выйти за рамки привычных ролей и воплотить на экране необычные образы, именно поэтому она с радостью приняла предложение сняться в «Яге».

«В хоррорах интересные, сложные, противоречивые характеры, — говорит Устинова. — И еще в таких лентах всегда важно продумывать градации эмоции страха или, наоборот, сформулировать для себя инструкцию к работе над конкретным фильмом: как навести ужаса и не надоесть. Вот этот психологический разбор, наблюдения за собой и другими людьми и, конечно, подключение фантазии – это то, за что я люблю работу в хоррорах».

Еще одной причиной сыграть в фильме для Светланы была личность режиссера. Святослав Подгаевский за несколько последних лет зарекомендовал себя как мастер ужасов, и актеры всегда с интересом относятся к предложению сняться в его картинах.

«Со Святославом Подгаевским я давно хотела поработать, и вот мечта осуществилась, — говорит Светлана. — Мне кажется, он умеет программировать актеров еще на этапе кастинга, а на съемках он только посмотрит — и всем уже страшно. Вот такой талант режиссера в этом сложном жанре».

Роль Яги, которая у многих ассоциируется с бабкой из избы на курьих ножках, Устинову заинтриговала: «Это же такая честь воплотить на экране культового персонажа! – улыбается актриса. — Теперь, главное, не упасть лицом в грязь. Тут мне в помощь была фантазия и чуткое руководство режиссера. Мне кажется, чтобы передать всю суть персонажа по-честному, и чтобы человек со стороны тебе поверил, надо обязательно с ним сродниться. Нужно вытащить те черты характера, с которыми ты соглашаешься, с которыми ты себя ассоциируешь. Иначе это будет неправда, а я очень хорошо чувствую внутри, вру я или нет. И это чувство внутренней правды очень важно лично для меня».

Родителей маленькой похищенной Вари сыграли актеры Марьяна Спивак и Алексей Розин, которые ранее уже встречались на съемочной площадке.

«Я вспомнил, что есть замечательная пара из фильма «Нелюбовь», и предложил пригласить их»,– вспоминает Иван Капитонов. Но если в картине Андрея Звягинцева Спивак и Розин воплотили супругов, которые устали друг от друга и уже даже не пытаются сохранять видимость семьи, то в ленте «Яга. Кошмар темного леса» их герои только недавно нашли друг друга – героиня Спивак помогает герою Розина справиться с гибелью жены, матери Егора.

«Для Алексея и Марьяны наш фильм – это совершенно новый опыт, совершенно другие образы и отношения, – рассказывает Подгаевский. – Вся их история в «Нелюбви» заложена в названии картины. В «Яге» же совсем наоборот: это история о любви, которую однажды потеряли, но все же смогли обрести вновь».

Святослав Подгаевский выстраивает в своих фильмах вселенные, которые становятся узнаваемыми для поклонников жанра в России и за рубежом. Есть у режиссера и традиции, например, обязательное появление в кадре актера МХТ им. Чехова Игоря Хрипунова, чьи небольшие роли зрители встречают с неизменным восторгом.

«Игорь – артист, которого я люблю и уважаю, – делится Подгаевский. – Он всегда придумывает на площадке классные вещи и делает очень точные предложения по развитию линии своего персонажа. Мы давно дружим, и мне всегда приятно с ним работать».

В новом хорроре Хрипунов сыграл отца, несколько лет назад потерявшего из-за Яги свою дочь, но не смирившегося с потерей: он отшельником живет в лесу, неподалеку от логова ведьмы, и надеется однажды вернуть своего ребенка. Именно этот герой становится для юных героев проводником между мирами.

Кастинг на главные роли стал для команды фильма непростой задачей.

«Я стараюсь особо не делить актеров на взрослых и детей, – признается Подгаевский. – Дети, конечно, менее опытные, но нельзя сказать, что они менее талантливы. Работать с ними безумно интересно, потому что они более открыты миру и кинематографу, им, наконец, просто любопытно. Они воспринимают кино как игру. Ребята готовы делать неожиданные и яркие вещи, экспериментировать. Они воспринимают историю очень лично, ставят себя на место персонажей и идут от себя и своих ощущений».

На роль Егора был выбран юный актер Олег Чугунов, который, несмотря на то, что ему всего 15, может похвастаться четырьмя десятками кинолент и телесериалов в фильмографии. «Я уверен, что Олегу предначертана большая творческая судьба, хотя даже в своем возрасте он ужеопытный артист с обширной фильмографией, при этом невероятно талантливый и очень трудолюбивый»,– говорит Иван Капитонов.

Вокруг Подгаевского и Капитонова за годы работы собралась крепкая команда единомышленников, которую можно считать равноправными соавторами лент. Над сценарием вместе с продюсером и режиссером вновь работала Наталья Дубовая, с которой они сотрудничали на фильме «Русалка. Озеро мертвых». Оператором выступил Антон Зенкович, он же снимал «Пиковую даму» и «Русалку». Художником-постановщиком стал Владислав Огай, который дебютирует в жанре хоррор, но уже работал с Иваном Капитоновым.

Продюсеры: Иван Капитонов, Святослав Подгаевский, Рафаел Минасбекян, Вадим Верещагин, Александр Роднянский, Сергей Мелькумов.

Производство: Централ Партнершип, QS Films, Нон-стоп Продакшн

Дистрибьютор — компания Централ Партнершип

В преддверии выхода фильма  в ресторане City Voice & Six Floor прошла презентация  дебютной песни Анастасии Уколовой «Ты забудешь», которая вошла в  саундтрек хоррора.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close